Ход самостоятельной практической работы



Теоретические вопросы:

1. Жизненный и творческий путь П. Мериме, особенности формирования индивидуальной художественной манеры писателя.

2. П. Мериме – талантливый мистификатор (сборник пьес «Театр Клары Гасуль» и сборник народных песен и баллад «Гюзла»).

3. Историческая тематика в творчестве писателя.

4. Жанр новеллы в контексте литературного наследия П. Мериме. Классификация новелл 30-40-х годов: экзотические, психологические, мистические.

Практическое задание:

Анализ новелл «Кармен», «Маттео Фальконе».

Вопросы для самоподготовки:

1. Мериме – основоположник реалистической новеллы во французской литературе XIX века

2. Эволюция новеллы в творчестве Мериме.

3. Значимость детали в новеллах Мериме (ружье, ваза, глаз…)

4. Новелла «Маттео Фальконе»

o история создания

o композиция

o система персонажей

o «Маттео Фальконе» как образец экзотической новеллы сборника «Мозаика»

o разрушение романтической эстетики в новелле

5. Новелла «Кармен»

o история создания

o композиция

o система персонажей

o двуцентровость произведения: соединение очерка и новеллы

o образ Кармен

o проблема национального характера в новелле

o принцип «местного колорита» в новелле: отличие от романтизма (принцип «нравственного колорита»)

 

Литература

1. Борисенко Н.А. Новелла Проспера Мериме «Матео Фальконе» // Литература в школе. 2001. № 3. С. 41-43.

2. Вайль, П. Л. (1949-). Гений места / Петр Вайль ; [послесл. Л. Лосева]. - Москва : КоЛибри, 2006.

3. Виппер Ю. Проспер Мериме – романист и новеллист // Виппер Ю. Творческие судьбы и история. – М.: Просвещение, 1990. – С. 262-284.

4. Вульфович Т. Творчество Мериме // Вульфович Т. Живые страницы классики. – Калининград, 2003. – С. 51-99.

5. Карельский, Альберт Викторович. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур / Рос.гос.гуманит.ун-т ; Редкол.:О.Б.Вайнштейн (сост.) и др., Вып.1, Французская литература 19 века. - М., 1998.

6. Кирнозе З.И. Образ Кармен в новелле Мериме // З.И Кирнозе. Практикум по истории французской литературы. Учебное пособие. М., 1991. С. 84-89. (Кармен) (После статьи есть библиография).

7. Лучников М.Ю. Новеллы П.Мериме в контексте развития европейской литературы первой половины 19 столетия // Циклизация литературных произведений. Системность и целостность. Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово, 1994. С. 88-93. (Матео Фальконе)

8. Реизов, Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма / Б. Г. Реизов. - Ленинград : Государственное издательство художественной литературы, 1958.

9. Смирнов А. Проспер Мериме и его новеллы // Мериме П. Новеллы. М., 1978.

10. Смирнов, А.А. Проспер Мериме - жизнь и творчество // Мериме П.Сочинения:В 3т.Т.1. - Москва, 1995. - С.9-50.

11. Ульянова И.Е. Новелла Проспера Мериме «Матео Фальконе» // Литература в школе. 2006. № 4. С. 39-41.

 

Полезные ссылки

  • Произведения Мериме:
    новеллы и роман, а также статья Ю.Б.Виппера «Проспер Мериме»
  • Г.К. Косиков «Об "экзотических" новеллах Мериме»
    Текст воспроизводится по изданию: Косиков Г.К. Об "экзотических" новеллах Мериме // Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Новеллы / Послесловие Г. К. Косикова. – М.: Изд-во «Детская литература», 1978. С. 42-47.
  • Вл. А. Луков «МЕРИМЕ. Исследование персональной модели литературного творчества»
    Научная монография

Смотрите также в разделе "Библиотека ссылок" ссылки на учебники, а также на учебное пособие Храповицкой, Солодуб.


Практическое занятие №5. «Объективный стиль» Г. Флобера как образец французского реализма нового типа. Особенности воплощения эстетических взглядов писателя в романе «Госпожа Бовари»

Цель: Формировать умение анализа художественного произведения в литературоведческом контексте

Количество аудиторных часов: 2 ч.

Оценивание: 5 б.

Ход практической работы

Теоретические вопросы

1. Особенности формирования мировоззрения и эстетических принципов Г. Флобера.

2. Эволюция творчества писателя.

3. Характеристика творческого метода Г. Флобера в сравнении с позицией ранних французских реалистов.

Практические задания

Проанализировать роман Г. Флобера «Госпожа Бовари», учитывая следующие аспекты:

1. История создания произведения.

2. Проблема автора в романе. «Госпожа Бовари – это я!»: смысл знаменитой флоберовской фразы; образ главной героини, его функциональная роль;

3. Авторская ирония, полемика с романтизмом (найти в тексте примеры пародии на романтическую литературу)

4. Влияние Флобера на литературу будущего (статья Натали Саррот)

5. Сюжет и композиция романа

6. Идейный уровень романа

7. Персонажи романа как система, их группировка и содержательные функции; система образов в романе:

- Эмма и Шарль Бовари

- Родольф и Леон

- Аптекарь Омэ, ростовщик Лере

- Жюстен

- отец Бурнизьен

- Слепой нищий

8. Поэтика романа, новаторство Флобера:

a. особенности стиля, специфика авторской позиции;

b. особенности портретных характеристик,

- описания предметного мира,

- несобственно-прямая речь в романе, система лейтмотивов,

- приемы предвосхищения и перехода,

- приемы «монтажа» или метод контрапункта в сцене сельскохозяйственной выставки

 

Литература

1. Виктор Ерофеев. В лабиринте проклятых вопросов // Советский писатель", М. 1990.

2. Затонский Д.В. Реализм – это сомнение? Киев, 1992. (О Флобере – с. 246 и далее).

3. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М., 1955.

4. Кирнозе З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов. - Москва: Просвещение, 1991.

5. Кирнозе З.И. Страницы французской классики. М., 1992.

6. Моруа А. Гюстав Флобер «Госпожа Бовари» / Моруа А. Литературные портреты. – Кишинев, 1974. – 425 с.

7. Моруа А. Литературные портреты (любое издание).

8. Моруа А. Собрание сочинений: В 6т. / Сост.и общ.ред.М.Ваксмахера. - Москва: Пресса, 1992. Т.6 : Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. Ч.8-10.

9. Набоков, В.В. Две лекции по литературе / Пер.с англ. Дашевского Г., Голышева В.; Вступ.ст.Толстого И. // Иностранная литература. - 1997. – N 11.

10. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.

11. Саррот Н. Флобер - наш предшественник// Вопросы литературы. - 1997. - N3.С.225-243.

12. Саррот Н. Флобер – наш предшественник// Вопросы литературы. – 1997. – №3-4. – С. 225-243.

Полезные ссылки

  • тексты Флобера на Lib.Ru
  • Н.Рыкова "Флобер"
    - статья из "Литературной энциклопедии"
  • В.Набоков "Госпожа Бовари"
    опубликовано в журнале "Иностранная литература" 1997, № 11
  • Андре Моруа "Гюстав Флобер"
    из серии "Литературные портреты"

 


Практическое занятие №6 (самостоятельно). Особенности зарождения модернистских художественных течений в европейской литературе второй половины ХIХ века. Стилевой анализ творчества «парнасцев» и Ш. Бодлера

Цель: Формировать навыки анализа литературного процесса в его динамике. Углублять умение анализировать творчество писателей в культурологическом и литературоведческом контексте

Количество аудиторных часов: 0 ч.

Оценивание: 0 б.

Ход практической работы

Теоретические вопросы

1. Пути модернизации европейской поэзии второй половины ХIХ века. Новое представление о прекрасном в литературе.

2. Эстетические воззрения Ш. Бодлера. Противоречивость мира и человека как лейтмотив творчества поэта.

Практические задания

1. Прочитать стихотворения Ш.Бодлера «Соответствия», «Маяки», «Больная муза», «Продажная муза», «Скверный монах», «Враг», «Цыганы», «Человек в море», «Красота», «Идеал», «Экзотический аромат», «Осенняя мелодия», «Альбатрос», «Лебедь», «Сплины», «Колокол», «Пейзаж», «Авель и Каин».

2. Жизнь и творчество Ш. Бодлера. Место Ш.Бодлера в литературном процессе Франции. «Цветы зла»: время появления, внутренняя связь разделов книги.

3. Эстетическая программа Ш.Бодлера, ее отражение в сборнике «Цветы зла». Смысл названия сборника.

4. Идеал автора и сущность сплина, образы, воплощающие эти идеи: образ поэта, образ мира, образ города, тема любви, идеи связанности всех явлений мира.

5. Теория «соответствий» Ш.Бодлера, ее предшественники. Место теории «соответствий» в поэтике сборника «Цветы зла».

6. Сборник «Цветы зла» (история создания, значение, новаторство), охарактеризовать его структуру, образность, эмоциональное настроение. Объяснить свое понимание названия сборника.

- смысл заглавия сборника «Цветы зла»

- анализ композиции сборника

- тематика сборника

- природа в понимании Бодлера

- образ города в поэзии Бодлера

- разбор стихотворения «Соответствия»

7. Особенности самораскрытия поэтического «я» в сборнике «Цветы зла». Ш.Бодлер – создатель интеллектуальной поэзии.

Литература

1. Балашов Н. И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Наука, 1970. С. 233–287 (Сер. «Литературные памятники»).

2. Косиков Г. К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. М.: Высш. шк., 1993. С. 5–40.

3. Нольман Н.Л.Шарль Бодлер. М., 1979

4. Сартр Ж.П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1993

5. Трыков В. П. Бодлер // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь : в 2 т. / под ред. Н. П. Михальской. М.: Дрофа, 2003. Т. 1. С. 106–108.

Полезные ссылки


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!