Раскройте содержание явных (регулятивная, интегративная, транслирующая, коммуникативная) и латентных функций науки как социального института.



Приведите примеры исследовательских, образовательных, просветительских и вспомогательных научных организаций. В чем их специфика и взаимосвязь?

11. Раскройте содержание и приведите примеры выполнения наукой следующих функций:

- описательная:

- систематизирующая:

 - объяснительная:

 - прогностическая:

 - социальной силы:

 - мировоззренческая:

 - производительная:

 - социальной силы:

 - гуманистическая.

 

ТЕСТЫ[1]


1. Высшей ценностью науки является:

А) польза

Б) истина

В) преобразование природы

Г) развитие личности

2. Научное знание характеризуется:

А) воспроизводимостью

Б) иррациональностью

В) эзотеричностью

Г) сингулярностью

3. Теоретизм (как модель научной деятельности) был обоснован:

А) И. Лакатосом и П. Дюгемом

Б) Дж. Локком и Дж. Беркли

В) Ф. Бэконом и Д. Юмом

Г) П. Гольбахом и Дж. Деппом

4. К особенностям научной деятельности не относится:

А) стоимостная производительность

Б) уникальность

В) демократизм

Г) коммунальность

5. Нормы научного этоса разрабатывал:

А) Т. Кун

Б) И. Лакатос

В) П. Фейрабенд

Г) Б. Барбер

6. К видам научных организаций не относятся

А) образовательные

Б) просветительские

В) вспомогательные

Г) технические

Системность науки проявляется

А) в преобразовании природы и общества

Б) в применении системного подхода

В) в создании теорий

Г) в исследовании мира в целом

8. Эмпирическую модель научной деятельности обосновывали:

А) Р. Декарт и Б. Спиноза

Б) Г. Гегель и И. Кант

В) И. Фихте и Ф. Шеллинг

Г) Ф. Бекон и Р. Карнап

Проблематизм как модель научной деятельности - это концепция

А) К. Поппера

Б) П. Фейерабенда

В) М. Полани

Г) С. Тулмина

10. Как общекультурную кооперацию разных поколений ученых определяют:

А) демократизм

Б) универсальность

В) коммунальность

Г) дисциплинарность

11. В качестве нормы научного этоса Р. Мертон не предполагал:

А) рациональность

Б) организованный скептицизм

В) бескорыстие

Г) коллективизм


Обеспечение выживания человечества – это ______________ функция науки

А) социальная

Б) гуманистическая

В) мировоззренческая

Г) культурная

14. Обеспечение "порядка и прогресса" – это ______________ функция науки

А) социальная

Б) систематизирующая

В) мировоззренческая

Г) культурная


13. Издание "Энциклопедии" (1751-1780) является примером________ функции науки

А) описательной

Б) производительной

В) прогностической

Г) культурной

НТР является примером________ функции науки

А) описательной

Б) производительной

В) мировоззренческой

Г) культурной


 

Основа науки – потребности общества и культурные основы интеллектуальной деятельности.

Так полагали:

А) интерналисты

Б) экстерналисты

В) сциентисты

Г) антисциентисты


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ ФИЛОСОФИИ НАУКИ В ПОЗИТИВИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ПОЗИТИВИЗМ В ЦЕЛОМ

1. Каковы социально-исторические предпосылки появления сциентистских направлений в современной западной философии?

 

2. Что под термином «позитивизм» понимают в истории фи­лософии? В чём выражается «дух позитивизма» как общекультур­ной (идеологической) установки «западного» сознания?

 

3. Установите правильные соответствия в таблице.

Период     Хронологические рамки Философы    
Эмпириокритицизм, или махизм 1920-1950/1960 гг. О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер    
Постпозитивизм (лингвистическая философия, анали­тическая философия) конец XIX — начало XX вв. Э. Мах, Р. Авенариус    
 Классический позитивизм 1960/1970 гг. — до настоящего времени Л. Витгенштейн, Б. Рас­сел, М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, У. ван О. Куайн    
Неопозитивизм, или логический позитивизм 1830 г. — конец XIX в. К. Поппер, К. Кун, И. Лакатос, К. Хюбнер, П. Фейерабенд        
Период Основной объект исследования Основная задача философии
? Факты действитель­ности (Конт) и дан­ные самонаблюдения (Милль) Выведение из фактов действительно­сти их «скрытых причин» — законов природы: разработка логики и научной методологии
Эмпири- окри тицизм ? Изучение того, как на базе чувственно­го опыта идёт образование научных понятий, исследование психологии научной деятельности и разработка научной методологии
? Языковые формы и формы мышления Анализ знания через возможность вы­ражения его в языке; разработка логи­ки и научной методологии
? ? ?

4. Заполните ячейки со знаком вопроса в таблице.

 


КЛАССИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Стадия развития Характеристика
Метафизическая Явления природы объясняются целенаправленным действием сверхъестественных сил волей богов или Бога
Позитивная Явления природы объясняются через абстрактные прин­ципы и понятия, на место воли Бога ставятся естествен­ные причины; природное явление считается объяснён­ным, если его удалось свести к общим законам
Теологическая Возникает наука в подлинном смысле слова, она за­нимается описанием и классификацией обнаруженных научных фактов, причём эта классификация строится на основаниях, характерных для самих этих фактов; возникает понимание того, что невозможно достичь абсолютного знания и конечных причин всего сущего

1. В чём сущность «закона трёх стадий» О. Конта? Установите правильные соответствия в таблице. Каково значение философии на «позитивной» стадии согласно данному закону?

2. Растолковывая термин «позитивное», Конт определяет сле­дующие его значения: 1) реальное; 2) полезное; 3) достоверное; 4) точное; 5) организующее. Чему противопоставлены эти значения?

3. Какова классификация наук, предложенная О. Контом? Какие принципы положены в её основу? Почему эта классифика­ция завершается социологией?

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ

1. Как связаны возникновение эмпириокритицизма и кризис классической (механистической) физики?

 

2. Исходя из приведённых отрывков из трудов Э. Маха, опре­делите базовые онтологические и гносеологические принципы вто­рой волны позитивизма.

«В природе нет причины и нет следствия. Природа нам только раз дана. Повторения равных случаев, в которых А всегда было бы связано с В, <...> существуют только в абстракции, которую мы предпринимаем в целях воспроизведения фактов».

Э. Мах «Познание и заблуждение»

«Великие общие законы физики для любых систем масс, элек­трических, магнитных систем и т. д. ничем существенным не от­личаются от описаний... Закон тяготения Ньютона есть одно лишь описание, и если не описание индивидуального случая, то описа­ние бесчисленного множества фактов в их элементах».

Э. Мах «Популярно-научные очерки»

«Цель физического исследования заключается в установлении зависимости наших чувственных переживаний друг от друга, а понятия и теории физики суть лишь средства для достижения этой цели — средства временные, которыми мы пользуемся в видах экономии мышления».

«Нет пропасти между физическим и психическим, нет ничего внутреннего и внешнего, нет ощущения, которому соответствовала бы внешняя, отличная от этого ощущения, вещь. Существуют толь­ко одного рода элементы, из которых слагается то, что считается внутренним и внешним, которые бывают внутренними и внешни­ми в зависимости от той или иной временной точки зрения».

Э. Мах «Анализ ощущений и отношение физического к психическому»

 

 

НЕОПОЗИТИВИЗМ

1. Каково отношение Л. Витгенштейна к философии? Чем и почему она, по его мнению, должна ограничиться? Как вы относи­тесь к такой позиции?

«4.003. Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем, не ложны, а бессмысленны. По­этому мы вообще не можем отвечать на такого рода вопросы, мы можем только установить их бессмысленность. Большинство воп­росов и предложений философов вытекает из того, что мы не пони­маем логики нашего языка. (Они относятся к такого рода вопро­сам, как: является ли добро более или менее тождественным, чем красота?) И не удивительно, что самые глубочайшие проблемы на самом деле не есть проблемы.

4.111. Философия не является одной из естественных наук. (Слово «философия» должно означать что-то стоящее над или под, но не наряду с естественными науками).

4.112. Цель философии — логическое прояснение мыслей. Философия не теория, а деятельность. Философская работа состо­ит по существу из разъяснений.

Результат философии — не некоторое количество «философс­ких предложений», но прояснение предложений. Философия дол­жна прояснять и строго разграничивать мысли, которые без этого являются как бы тёмными и расплывчатыми. <...>

4.113. Философия ограничивает спорную область естествознания.

4.114. Она должна ставить границу мыслимому и тем самым немыслимому.

Она должна ограничивать немыслимое изнутри через мыслимое.

4.115. Она означает то, что не может быть сказано, ясно пока­зывая то, что может быть сказано.

4.116. Всё то, что вообще может быть мыслимо, должно быть ясно мыслимо.

Всё то, что может быть сказано, должно быть ясно сказано.

6.53. Правильным методом философии был бы следующий: не говорить ничего, кроме того, что может быть сказано, — следова­тельно, кроме предложений естествознания, т. е. того, что не име­ет ничего общего с философией, и затем всегда, когда кто-нибудь захочет сказать нечто метафизическое, показать ему, что он не дал никакого значения некоторым знакам в своих предложениях. Этот метод был бы неудовлетворителен для нашего собеседника — он не чувствовал бы, что мы учим его философии, но всё же это был бы единственный строго правильный метод.

7. О чём невозможно говорить, о том следует молчать».

Л. Витгенштейн «Логико-философский трактат»

 

2. Чем, согласно О. Нейрату, различаются «чувство жизни» и «теоретическое содержание», «выражение» и «изложение»? Как в этой связи следует трактовать претензии философии на истину?

«Метод логического анализа и есть то, что существенно отлича­ет новый эмпиризм и позитивизм от старого... Когда кто-то утверж­дает: «Бог существует», «Первоосновой мира является бессознатель­ное», «Существует энтилехия как последний принцип живого суще­ства», то мы спрашиваем: «Что ты имеешь в виду под этими выска­зываниями?». И тогда оказывается, что существует резкая граница между двумя видами высказываний. К одному виду принадлежат высказывания, как они осуществляются в эмпирической науке; их смысл можно установить посредством логического анализа, точнее — посредством их сведения к простым высказываниям о том, что дано эмпирически. Другие высказывания, к которым относят приведён­ные выше, оказываются полностью бессмысленными (bedeutungsleer), если принимать их такими, как их видит метафизик. Метафизик и теолог верят, сами себя вводя в заблуждение, что своими предложе­ниями они что-то высказывают, представляют какое-то положение дел. Анализ, однако, показывает, что эти высказывания ничего не означают, а являются выражением некоторого чувства жизни. Вы­ражение такого рода чувства, конечно же, может быть важной жиз­ненной задачей. Но адекватным выразительным средством для это­го является искусство, например лирика или музыка. Если же вме­сто этого избирается теоретическая языковая форма, то появляется опасность симуляции теоретического содержания там, где его вооб­ще нет. Если метафизик или теолог хочет сохранить привычную языковую экипировку, то он должен осознавать и признавать, что он осуществляет не изложение, а выражение, производит не тео­рию, результат познания, а поэзию или миф».

О. Нейрат «Научное понимание мира. Венский кружок»

 

3. Что такое «протокольные предложения»? На каком прин­ципе они основаны? Какую роль играют в неопозитивизме? Опи­шите в виде протокольного предложения какую-либо ситуацию.

 

4. Проведите критический анализ верификационизма, опира­ясь на сокращённое определение этого понятия.

«Концептуальной основой верификационизма является идея о структуре опыта как совокупности (комбинации) неделимых, аб­солютно простых фактов или событий, допускающих однозначное отображение в предложениях языка. Согласно принципу верифи­кации, каждое научно осмысленное предложение может быть со­поставлено с фактами чувственного опыта. Предложения, не до­пускающие такого сопоставления, выводятся за рамки научной рациональности как не имеющие научного смысла. Предложения, подтверждаемые (хотя бы потенциально) опытными данными, счи­таются истинными, опровергаемые — ложными».

«Новая философская энциклопедия»

 

 

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

1. Кто является автором следующего суждения? Определите достоинства «принципа фальсификации» в сравнении с «принци­пом верификации».

«Каждая настоящая проверка теории является попыткой её фальсифицировать, т. е. опровергнуть. Проверяемость есть фаль­сифицируемость <...> . Подтверждающее свидетельство не должно приниматься в расчёт за исключением тех случаев, когда оно яв­ляется результатом подлинной проверки теории. Это означает, что его следует понимать как результат серьёзной, но безуспешной попытки фальсифицировать теорию».

 

2. Почему оба рассматриваемых принципа так и не устранили проблему демаркации научного и ненаучного знания?

 

3. Как связаны принцип фальсификации и фаллибилизм (уче­ние о погрешимости знания, невозможности создания абсолютно достоверных теорий)?

 

4. Опираясь на тексты К. Поппера и Т. Куна, определите, в чём специфика отношения к философскому знанию представите­лей постпозитивизма? Чем это обусловлено?

«Из неинтерпретированных чувственных восприятий нельзя получить науки, как бы тщательно мы их ни собирали. Смелые идеи, неоправданные предвосхищения и спекулятивное мышление — вот наши единственные средства интерпретации природы, наш един­ственный органон, наш единственный инструмент её понимания. Даже тщательная и последовательная проверка наших идей опы­том сама в свою очередь вдохновляется идеями: эксперимент пред­ставляет собой планируемое действие, каждый шаг которого на­правляется теорией. Мы не наталкиваемся неожиданно на наши восприятия и не плывём пассивно в их потоке. Мы действуем ак­тивно — мы «делаем» наш опыт... ибо природа не даёт отдыха, если её к этому не принудить».

К. Поппер «Логика и рост научного знания»

«Далеко не случайно, что появлению физики Ньютона в XVII веке, а теории относительности и квантовой механики в XX веке предшествовали и сопутствовали фундаментальные философские исследования современной им научной традиции. Не случайно и то, что в обоих этих периодах так называемый мысленный экспе­римент играл решающую роль в процессе исследования. Аналити­ческий мысленный эксперимент, который существенным образом лежит в основе работ Галилея, Эйнштейна, Бора и других, полно­стью рассчитан на то, чтобы соотнести старую парадигму с суще­ствующим знанием способами, позволяющими обнажить самый корень кризиса с наглядностью, не досягаемой в лаборатории».

Т. Кун «Структура научных революций»

 

5. Дайте определение парадигмы, определите её структуру и опишите этапы парадигмального развития науки согласно кон­цепции Т. Куна. Как вы понимаете его утверждение: «Парадигма — это то, что объединяет членов научного сообще­ства, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признаю­щих парадигму».

Т. Кун «Структура научных революций»

 

6. Что такое научно-исследовательская программа? Какова её структура?

 

7. Чем отличается развитие науки в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса? Для подготовки ответа воспользуйтесь следующими суждениями: «До тех пор пока теория выдерживает самые строгие провер­ки, какие мы можем предложить, она признаётся; если она их не выдерживает, она отвергается».

К. Поппер «Предположения и опровержения»

«Решение отказаться от парадигмы всегда одновременно есть решение принять другую парадигму, а приговор, приводящий к такому решению, включает как сопоставление обеих парадигм с природой, так и сравнение парадигм друг с другом».

Т. Кун «Структура научных революций»

«Ни логическое доказательство противоречивости, ни вердикт учёных об экспериментально обнаруженной аномалии не могут одним ударом уничтожить исследовательскую программу».

И. Лакатос «История науки и её рациональные реконструкции»

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!