Познание чувственное и рациональное



 

Первая проблема, с которой сталкиваются представители утверж­даю­щих познаваемость мира философских течений, – проблема соотношения чувственного, т.е. базирующегося на ощущениях позна­ния и познания рационального, возникающего в ходе мыслительной деятельности человека. Соответственно, в философии были строго вы­делены и описаны основные элементы чувственного и рациональ­ного этапов познания.

Еще Аристотель выделил пять основных чувств человека – зре­ние, слух, вкус, осязание и обоняние. Исходным элементом чувст­вен­но­го познания является ощущение, возникающее в результате непо­сред­ственного воздействия реальности на органы чувств. Однако ощу­щение само по себе показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.). Целостный образ предмета, возникающий благодаря объединению данных различных органов чувств (бифштекс вкусный, коричневый, ароматный, шипящий, горячий), соответ­ствует ста­дии восприятия. Однако еще в платоновских диалогах было пока­за­но, что подобный целостный образ принципиально не может воз­ник­нуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формиро­вание является результатом активной, опосредованной мышлением дея­тель­ности человека. Позднее (кантианская философия) была обоснована фундаментальная роль в этом процессе воображения. После прекра­ще­ния воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в памяти, что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой представлением. Все этапы чувственного по­знания нераз­рывно связаны с субъективностью конкретного чело­века. Статус надындивидуального феномена оно приобретает только на уров­не рационального познания.

Основными элементами рационального познания являются поня­тия, суждения и умозаключения. Понятие выделяет существенные при­знаки целого класса предметов. Суждение представляет собой оп­ределенную связь понятий, в которой утверждается или отрицается что-либо. Умозаключения – высшая форма мыслительной деятель­нос­ти, логически связывающая в ряд посылок и следствий понятия суж­дения. Благодаря умозаключениям разрозненные знания человека складываются в систему.

 

 

Особенности социологического подхода

 

Изучением социальных аспектов познавательного процесса зани­мает­ся социология познания (по-другому – социология знания). Ее ро­до­начальниками считаются К.Маркс (1818–1883) и К.Манхейм (1893–1947). Задачами социологии познания является исследование связи, су­ществующей, с одной стороны, между социальной структурой об­щества и процессами, в нем протекающими, с другой – между на­прав­лен­ностью познавательных процессов, формой и содержанием их ре­зультатов. Так, например, Маркс связывал возникновение различ­ных со­циально-экономических теорий (теория «трех факторов произ­вод­ст­ва», земельной ренты и т.д.) с интересами определенных со­циаль­но-эко­номических классов и соответственно с социальной струк­турой бур­жуазного общества. Манхейм развил этот подход, показав, что не только классовая принадлежность индивида, но и другие раз­новид­нос­ти групповой принадлежности и социального положения обуслов­ли­вают формирование и результаты познания. Дюркгейм по­ка­зывал связь, существующую между социальной структурой общест­ва и на­ши­ми представлениями о пространстве, времени, основными принци­па­ми классификаций явлений и т.д.

 

 

Социология науки

 

Наиболее обширным разделом социологии познания является социология науки. В отличие от обыденных представлений, для ко­торых характерно отношение к науке как к беспристрастному ис­точнику знаний, социология изучает социальную обусловленность науки, т.е. рассматривает ее как феномен (элемент) культуры. По­этому важнейшим для социологии является понимание науки как со­циа­ль­ного института, выполняющего весьма разнообразные функции и многопланово связанного с обществом как социального процес­са целенаправленного производства знаний и как систему про­фес­сио­нальных групп, обладающих определенными ценностями и ин­те­ресами.

Однозначно строгое определение науки дать еще сложнее, чем религии, тем не менее можно выделить ее важнейшие признаки (атрибуты).

Доказуемость. Хотя практически все геометрические соот­но­шения Евклида были хорошо известны еще египтянам, геометрия как наука возникает лишь в Древней Греции, где эти положения были не просто описаны, а строго доказаны (теоремы Фалеса, Пифагора и т.д.). Таким образом, в Греции впервые осознается различие между досто­вер­ным и недостоверным знанием;

Наличие общепризнанных правил доказательства истинности зна­ния. Если, например, для мифологического сознания важнейшим кри­терием является апелляция к авторитету, то наука предполагает опо­ру на обезличенные критерии истинности, как, например, призна­ваемые всеми учеными правила формальной логики;

Запрет на использование теологических объяснений, объяс­нение любых явлений только естественными причинами.

Современная наука предполагает существование профес­сио­наль­ных организаций (сообществ) ученых, с определенными пра­вилами поведения их членов. Подобные сообщества возникают лишь в эпоху Нового времени (Лондонское Королевское общество), по­этому не­которые исследователи даже датируют возникновение науки именно этим периодом.

В эпоху Нового времени возникает еще один важнейший при­знак современной науки – эксперимент, суть которого состоит в иссле­довании явлений, протекающих в искусственно созданных и конт­ро­лируемых условиях, благодаря которым возникает возможность ма­тематически строгого описания полученных результатов.

 

 

Метод как критерий научности

 

Начиная с эпохи Нового времени, важнейшим признаком науки, позволяющим строго отличить ее от ненаучных дисциплин (прежде всего от схоластических и метафизических учений), считалось нали­чие в ней метода. Однако само понимание метода претерпело с тех пор значительные изменения.

Первоначально (ХVII век – Бэкон, Декарт) под методом пони­ма­лась система твердо установленных исследовательских действий и процедур, реализация которых с необходимостью, а не случайно, приводит к формированию нового знания. Тогда же были обоснованы два основных метода науки: индукция (Бэкон) и дедукция (Декарт). Последователи Бэкона (Локк, Юм и др.) получили название эмпи­ри­ков, последователи Декарта (Спиноза, Лейбниц и др.) – рацио­на­листов. Основу индукции составляет принцип восхождения от част­ных, наблюдаемых на опыте явлений к закономерностям, полу­чае­мым на основании их обобщения. Напротив, в основе дедуктивного метода лежит движение от некоего исходного общего положения (ак­сиомы) к конкретным, частным выводам.

Основными преимуществами индуктивного метода всегда были его опора на здравый смысл, ориентация на опыт и, следовательно, невозможность в его рамках возникновения схоластического, псевдо­научного знания. Кроме того, в пользу индуктивного метода говорили успехи экспериментального естествознания.

Однако индуктивный метод может дать лишь вероятностное знание, а знание точное в его рамках получено быть в принципе не мо­жет. Напротив, дедуктивный метод позволяет получать точное (все­общее и необходимое) знание, что и демонстрировалось достиже­ния­ми всех теоретических наук, например математикой. Последняя, как известно, на протяжении 25 веков была своеобразным эталоном науки и знания вообще. В то же время используемые в этом методе ис­ходные предпосылки сами не могут быть доказаны с его помощью, что оставляет открытым вопрос об их истинности. Более того, в слу­чае ложности последних возникают псевдонаучные учения (напри­мер, существовавшие в схоластике доказательства бессмертия души, бытия бога и т.д.). И наконец, все дедуктивные науки, в силу ограни­чен­ности исходных посылок, ориентированы на создание завер­шен­ных систем знания (евклидова геометрия), и, соответственно, вне их компетенции остаются многие аспекты окружающего мира.

Общим недостатком позиций и эмпириков, и рационалистов была их вера в возможность создания метода, применение которого гаран­ти­ровало бы получение всецело объективного знания. Последнее обеспечивалось либо беспристрастностью наблюдения («Гипотез не измышляю»), либо опорой на заложенные богом врожденные идеи (доказательство их существования было одной из философских задач рационалистов). Однако в последующей философии была показана невозможность осуществления лишенного гипотез познавательного про­цесса, а вместе с этим была показана полная утопичность идеи пол­ной формализации познания. Поэтому интерес исследователей науки постепенно переместился с изучения метода познания на иссле­дование методов строгой проверки его результатов. В итоге именно на­личие осознанного метода про­верки полученного знания в XX веке начинает рассматриваться в ка­честве важнейшего атрибута научности.

Самый очевидный и естественный путь проверки истинности ка­ких-либо гипотез и утверждений – поиск подтверждающих их фак­тов, получивший название методв верифи­ка­ции. Однако, отыскав даже тысячу подтверждений какой-либо гипо­тезы, мы не можем быть уверены, что тысяча первый опыт не даст ее опровержения. Так, до открытия Австралии считалось, что все ле­беди имеют белый цвет, и у этого утверждения было бесчисленное мно­жество подтверждений. Однако на новом континенте были обна­ружены лебеди черного цвета.

Анализируя подобную ситуацию, Поп­пер обратил внимание на прин­ципиальную асимметричность подтвер­ж­дающих и опровер­гаю­щих процедур: если никакой опыт не может до конца подтвердить гипотезу, то достаточно всего одного опровергающего фак­та, что­бы была установлена ее ложность. Та­ким образом, более науч­но про­дук­тивными оказываются проце­дуры, направленные не на под­т­верж­де­ние, а на опровержение выдви­нутых гипотез. Поппер назвал эту про­цедуру фальсификацией. В отличие от привычного значения этого тер­мина как синонима некоей подделки, обмана, в методологии Поп­пера он имеет совершенно иной смысл: фальсификацией назы­вается про­цедура проверки истинности научной гипотезы, направ­ленная на ее опровержение. В более строгом смысле – «альтернативная процедура по отношению к верификации» [7, I, 382]. Соответ­ствен­но, сами гипоте­зы дол­ж­ны фор­му­лироваться так, чтобы были строго обо­зна­чены усло­вия, при ко­то­рых они будут считаться опро­верг­нутыми. В тех же слу­чаях, когда гипоте­зы и утверж­де­ния прин­ципиально не мо­гут быть опро­вергнуты опы­том, Поп­пер отка­зы­вает им в праве име­новаться научными и относит их в раз­ряд метафи­зи­ческих. В част­ности, в этот разряд попадают рели­гиоз­ные и идео­ло­ги­чес­кие учения (например, марксизм и фрей­дизм). Таким об­ра­зом, оп­ро­вержимость теорий ста­новится основным крите­рием их научности.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!