Вопрос первый. Определение науки.



Культура

Вопрос первый. Определение культуры.

Под культурой в самом узком смысле этого слова понимают культурность, культуру поведения, то есть соблюдение правил этикета. В этом смысле это слово употребляют в словосочетании «культурный человек».

В более широком смысле это слово означает уровень достижений какого-либо народа, государства или цивилизации. Так, говорят об античной культуре.

В самом широком смысле – культура – это всё ценное, созданное человеком. Например, культурными называют растения, выращенные людьми, их отличают от дикорастущих. Трактор в этом смысле также является частью культуры, он относится к материальной и технической культуре.

   

 

 

? В каких смыслах употребляется слово «культура» в выражениях «Петербург – город высокой культуры» и «армяне – народ древней культуры?

В современной мировой культуре прослеживаются две пары взаимосвязанных и противоречивых тенденций.

Во-первых, это традиции и новаторство. Каждое новое поколение черпает культурные ценности, созданные предшествующими поколениями. Трансляция культурных ценностей – это проявление традиционной тенденции в культуре. С другой стороны, каждое поколение вносит в культуру что-то своё. Говорят, что культура развивается по вертикале и по горизонтали. Отрицание культурных ценностей называют нигилизмом (от латинского «нихил» - ничто). Вы хорошо представляете себе философию нигилизма, если уже прочли роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

 
Важнейшей чертой панковской молодёжной культуры (от сленгового английского «пэнк» - мусорная яма) является полное отрицание культурных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Характерно, что многие талантливые деятели искусства в разных странах мира в молодости переболели увлечением панком, но со временем отошли от этой субкультуры, осознав, что такая философия ведёт художника в тупик.  В начале 20 века в России появилось интересное направление в поэзии – футуризм (от латинского слова «футур» - будущее). Молодые футуристы отрицали культурные достижения, созданные до них. Не удивительно, что наиболее талантливые представители этого направления, такие как В.Маяковский, Н.Асеев и др., в зрелые годы отошли от футуристических взглядов.  

 


Другой парой тенденций в развитии мировой культуры являются тенденции развития национальных культур и тенденция к интернационализации культуры, которую надо рассматривать в рамках общей глобализации. Важно отметить, что эти тенденции также не только противоречивы, но и тесно связаны. Международный интерес вызывают только те произведения искусства, которые носят глубоко национальный характер.

 
Фильмы режиссёра Э.Кустурицы снискали любовь миллионов поклонников во всём мире. Это вызвано тем, что его произведения в высший степени выражают национальный дух народа его родины – маленькой балканской страны Боснии. В тоже время фильмы российского режиссёра Т.Бекмамбетова не вызвали за рубежом никакого интереса. Эти фильмы (самый известный – «Ночной дозор») сняты в стиле американских блокбастеров, а блокбастеры, как известно, американцы умеют снимать лучше всех в мире.  

 

 


 

Вопрос второй. Виды культур.

В современной культуре выделяют культуру массовую, элитарную и народную, а также зарождающуюся сегодня на наших глазах культуру экранную.

Основными характерными чертами элитарной культуры являются следующие. Эта культура рассчитана не на широкого потребителя, а на узкий круг ценителей. Она сложна по содержанию и по форме. Коммерческий успех не может быть здесь главной целью. К произведениям этой культуры относятся, например, фильмы А.Тарковского и Ф.Феллини, симфонические произведения и пр.

Для массовой культуры (для поп-культуры) свойственна простота и стандартность содержания. Продукты этой культуры понятны любому потребителю. Коммерческий успех поставлен здесь во главу угла. Массовая культура тесно связана со средствами массовой информации и коммуникации. Она и возникает одновременно с возникновением СМИ. Эта связь осуществляется через размещение в СМИ рекламы продуктов массовой культуры. Так, например, когда снимается какой -либо новый блокбастер, публикуются не только данные о том, сколько денег было затрачено на его съёмки, но и данные о затратах на его рекламирование в СМИ. И эти цифры вполне сопоставимы. Как говорят, «попсу раскручивают». Продуктами массовой культуры являются, например, американские боевики. Телесериалы, телевизионные ток-шоу.

? Подумайте, почему массовую культуру называют культурой антиусталости?

К народной культуре, безусловно, относятся народные танцы, песни, костюмы, сказки различных народов и пр. Но к ней относятся произведения народного творчества, создаваемые сегодня на наших глазах. Это, например, анекдоты, школьный фольклор и пр. Главный признак этой культуры – анонимность. То есть автором произведения этой культуры является не один человек, а народ. Каждый может что-то добавить к услышанной им сказке или анекдоту.

Самым последним по времени возникновения видом культуры, является культура экранная. Она тесным образом связана с Интернетом и, прежде всего, с общением в социальных сетях. Собственно говоря, это общение и является самым распространённым продуктом экранной культуры. Сюда же следует отнести короткие забавные ролики, снятые на камеру мобильного телефона и размещённые на сайте Ю-тьюб, флеш-мобы – то есть массовые акции, участники которых собрались по призывам, размещённым в сети, и пр.

Какая культура лучше? Этот вопрос не правомерен. Человек является потребителем продуктов всех видов культур. Тем более, что мы имеем дело с постоянным диалогом культур, культуры взаимно обогащают друг друга. Порой в одном произведении искусства можно увидеть черты всех видов культур. Продукт культуры может быть любого вида, но он, как минимум, должен быть… культурным.

         

Мораль и мировоззрение

Духовность – высший уровень развития человеческой личности, когда смыслом жизни становятся не удовлетворение личных потребностей, а достижение высших человеческих ценностей – истины, добра, красоты и др.

 

Мораль – сфера человеческой культуры, где происходит выработка моральных норм, основанных на представлении о добре и зле.

Золотое правило морали и категорический императив Канта гласят: «Не делай другому того, что ты не хотел бы, чтобы он сделал тебе».

Нравственный идеал – представление о высших моральных ценностях, «моделирование желаемого будущего»

Моральные ценности – субъективное отношение человека к тому, что он воспринимает, как наиболее дорогие вещи: патриотизм, гражданственность др.

 

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир

 

Этика – философская наука о добре и зле, «теория морали».

Альтруизм – самопожертвование

 

Устойчивость и изменчивость морали.

Существуют моральные принципы, которые не меняются веками. Но, в тоже время, каждая эпоха устанавливает собственные нормы поведения. Так, например, вечное правило «Не убей» в первобытные времена распространялось только на соплеменников.

Моральные категории – нравственные понятия: долг, честь, доброта и т.д.

Моральные принципы – утверждения о правильном поведении в обществе, например, принцип гуманизма. Носят субъективный характер.

Моральные нормы – правила поведения. Носят объективный характер.

Важнейшую роль для осуществления контроля за соблюдением моральных норм играют стыд и совесть. Стыдно бывает перед другими людьми, а совесть мучает внутренне.

 

 

Нравственная культура – уровень усвоения человеком морали – знание, сознание, поведение.

Наука

Нам уже известно, что духовное или нематериальное производство включает в себя такие сферы деятельности как науку, образование, религию, искусство и средства массовой информации.

Вопрос первый. Определение науки.

Наука имеет несколько определений.

 

 

 


Когда мы говорим о человеке науки, мы имеем в виду его исследовательскую деятельность.

 

 


Сюда входят Академия Наук и все его многочисленные институты, университеты, лаборатории и пр., то есть все те учреждения, в которых учёные занимаются наукой. В этом смысле употребляют слово «наука в словосочетании «расходы на науку».

 

 

 


В этом смысле мы называем наукой и математику, и физику, и историю.

Для научных знаний характерна объективность и доказательность. Сегодня наука превращается не только в непосредственную производительную силу, но и в серьёзную силу социальную. Учёные находят способы излечения ранее неизлечимых болезней, изобретают новые способы защиты людей и их собственности, прогнозируют будущее. Добытые учёными знания могут быть применены на практике далеко не всегда сразу. Но рано или поздно это обязательно происходит.

 
Российский учёный Ж.Алфёров был удостоен Нобелевской премии в области физики в 2000 году за то, что в 60-ые годы прошлого века он сумел вырастить в своей лаборатории первый в мире жидкий кристалл. Тогда это открытие не могло быть применено на практике и было оценено только узким кругом специалистов. Однако на рубеже 20 и 21 веков широкое распространение получили телевизоры с жидкокристаллическими экранами, компьютеры с жидкокристаллическими мониторами и даже мобильные телефоны с жидкокристаллическими дисплеями. Вот тогда весь мир оценил открытие многолетней давности по достоинству.  


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!