НЕЗАВИСИМЫЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД 80-х гг. XV в. 9 страница



[94] ...Василья Борисовича, и Андрея Михайловича Плещеева, и дьяка Василья Долматова... — Василий Борисович Тучко-Морозов — видный сподвижник Ивана III, участник переговоров 1477—1478 гг., приведших к уничтожению независимости Новгорода; согласно ростовскому своду, вел в 1480 г. переговоры с отъехавшими от великого князя братьями; впоследствии Иван Грозный в послании к Курбскому обвинял его в «поносных словах», сказанных его деду. Андрей Плещеев также вел переговоры с братьями Ивана накануне нашествия Ахмата. Дьяк Василий Долматов — участник похода на Новгород в 1471 г.

[95] Α на Москвѣ остави князя Ивана Юрьевича да дьяка Василья Мамырева. — Иван Юрьевич Патрикеев, представитель древнего княжеского рода (потомок литовского князя Гедимина), зять Василия I и сподвижник Василия II, участник подчинения Новгорода; впоследствии попал в опалу. Дьяк Василий Мамырев также участвовал в переговорах Ивана III с братьями. Именно Василий Мамырев передал составителю свода 80-х гг. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. После комментируемого текста в своде 1518 г. (Льв.—С ІІ) следует фраза: «Да сидѣ туто владыка Вассиан. Слыша, что хощеть князь великий бежать от брега, написа грамоту к великому князю на берег, ведающе сице», служащая, очевидно, для перехода к вставленному далее в своде 1518 г. Посланию Вассиана.

[96] Князь же великый... Ивана Васильевича Ощѣры,... да Григорьа Ондрѣевича Мамона... — Иван Васильевич Ощера Сорокоумов-Глебов — давний сподвижник Василия II и Ивана III. Севернорусский свод 1472 г. упоминал ο его неудачных действиях в столкновении с татарами в 1455 г.; впоследствии участвовал в новгородских походах. Григорий Андреевич Мамон — сын можайского боярина Андрея Дмитриевича Мамона, перешедший на службу к великому князю. Начало комментируемого текста, следующее в Льв.—С ІІ за Посланием Вассиана, так же как слова, предшествующие Посланию, служили, очевидно, в своде 1518 г. для соединения текста свода 80-х гг. с текстом Послания: «Князь же великий не послуша того писания владычня Васьянова, но совѣтниковъ своих слушаше...» Однако конец фразы с конкретными именами и дальнейший текст, очевидно, восходят к своду 80-х гг.; восстанавливаем его предположительно.

[97] ...иже матерь его князь Иван Андрѣевичь Мажайской за волшество сжегъ... — Речь идет ο сожжении матери Григория Мамона князем Андреем Можайским в 1443 г. Β отличие от свода 80-х гг. Севернорусский свод 1472 г. рассматривал эту казнь как несправедливую — «сжеглъ безлепъ».

[98] ...помышляюще богатество много, и жену и дѣти. — Эти упреки перекликаются с текстом послания Вассиана. Позиция противников решительной борьбы с ханом едва ли может быть охарактеризована как предательская или корыстная. Скорее (как видно из приведенных далее слов бояр), старые сподвижники великого князя отстаивали традиционную политику компромисса с ханом.

[99] «Никто же воинъ... мученъ будеть» — 2 Тим. 2, 4—5.

[100] Те же бояре глаголаху... не бился съ царемъ. — Эти примеры отказа московских князей от сопротивления хану свидетельствуют ο существовании в московской среде иной исторической традиции, нежели та, которая была представлена великокняжеским и более поздним летописанием — и, в частности, иной характеристики деятельности Дмитрия Донского, чем та, которую ставил в пример Ивану III Вассиан.

[101] ...оставя всю силу у Окы на брезѣ, ...побѣжа на Москву. — Этот фрагмент свода 80-х гг., как и предшествующие, свидетельствует ο том, что «ужас» при нашествии Ахмата связывался здесь с начальным периодом его нашествия, когда он подошел к Оке, а не с последующим переходом на Угру. Именно в это время была сожжена Кашира — город на правом берегу Оки.

[102] ...князя великого Ивана Ивановича... а у него остави князя Даниила Холмского... — Об участии сына Ивана III Ивана Ивановича в отражении войск Ахмата упоминают и все остальные летописные рассказы, но об участии князя Даниила Холмского в этой войне сообшает только комментируемый свод.

[103] ...съ нимъ князь Федоръ Палитцкый. — Князь Федор Палецкий не упоминается в других летописях в связи с событиями 1480 г.; он упоминается лишь как участник похода на Казань в 1496 г.

[104] ...граждане ношахуся въ городъ в осаду... — Ο роли горожан в событиях 1480 г. сообщает только комментируемый свод. Московские горожане играли важную роль и в обороне Москвы в 1382 г. от Тохтамыша (по известию Льв., отсутствующему в С ІІ) и в подготовке к зашите города в 1445 г. после Суздальского сражения.

[105] Нача же владыка Васиянъ злѣ глаголати князю великому... — Ο роли Вассиана в 1480 г. в Независимом своде 80-х гг., видимо, говорилось здесь впервые; Послание на Угру с сопутствующими известиями ο Вассиане было, очевидно, вставлено только в своде 1518 г.

[106] Дмитровцов же въ осаду въ Переславль велѣ князь великый перевести Полуехту Бутурлину да Ивану Кикѣ, а съ Москвы строевъ въ Дмитров перевезти... — Дмитров и Переславль находились к северу от Москвы, но Иван III, очевидно, предполагал, что войска Ахмата могут угрожать и этим землям. «Строями», или «строителями», назывались временные управители или надсмотрщики при новгородских монастырях или скитах; в данном случае речь идет, очевидно, ο надзирателях над возведением крепостных сооружений.

[107] ...ко Угрѣ рецѣ... — Это указание еще раз подтверждает, что в предшествующем изложении Независимого свода 80-х гг. речь шла ο событиях до прихода Ахмата на Угру.

[108] ...въ Красномъ селцѣ 2 недели... — Ο столь длительном пребывании Ивана III в подмосковной резиденции, объясняемом в этом рассказе страхом перед горожанами, определенно говорит только данный источник.

[109] Князь же великый во всю волю ихъ даяся, они же поѣхаша къ великому князю на помощь. — Β комментируемом своде приход Андрея Углицкого и Бориса объясняется уступками великого князя. Β Ростовском своде об этом не говорится так прямо, но отмечается, что братья пришли после решения Ивана III «жаловать» их. Великокняжеский свод приписывает инициативу в примирении мятежным братьям.

[110] ...идоша псковичемъ на помощь. — Этот рассказ комментируемого свода расходится с показаниями Псковских летописей. Согласно этим летописям, братья великого князя соглашались оказать помощь псковичам, только если те представят убежище не им одним, но и их женам; когда же псковичи отказались это сделать, «люди» Андрея и Бориса пограбили псковские земли.

[111] Иван Τοваркοв — Иван Федорович Ус Товарков, видный сподвижник Ивана III, неоднократно бывший послом в Новгороде и Пскове.

[112] ...Микифора пришли Басенкова. — Никифор Басенок, сын известного сподвижника Василия II Федора Басенка. Несмотря на опалу и ослепление Федора Басенка, сын его продолжал служить Ивану III.

[113] ...наги и босы, ободралися. — Несмотря на интерес составителя Независимого свода к чудесам, здесь он в отличие от других летописцев дает наиболее простое и убедительное объяснение отступления татар, не рассчитывавших на зимнюю кампанию.

[114] Серенескъ и Мченескъ. — Ο разграблении татарами этих и других литовских порубежных городов подробнее рассказывается в Повести об Угре, читающейся в Вологодско-Пермской летописи (ПСРЛ, т. 26. М.—Л., 1959, с. 273).

[115] ...села Ярославичевы всѣ делярные. — Условия уступок Ивана III братьям совпадают в комментируемом своде с другими источниками; уточнено только, что села, уступленные Борису Волоцкому, принадлежали раньше князю Василию Ярославичу Серпуховскому, дяде братьев. Возможно, они входили в состав владений, завещанных Борису матерью Василия Ярославича Марией Голтяевой после ареста сына. «Делярные» — очевидно, подлежащие разделу.

[116] ...Денисью ... и Пророкы. — Дионисий, выдаюшийся русский живописец (ок. 1450—после 1502). Из его многочисленных работ сохранились только росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1500—1502 гг.) и икона Одигитрии. Полный иконостас Успенского собора артели Дионисия (деисусный (Дѣисусъ), праздничный (Праздники) и пророческий (Пророки) ряды) был демонтирован в 1653 г. и исчез. Дионисию без достаточных оснований приписываются фрески стационарной каменной алтарной преграды Успенского собора и фрагменты первоначальной росписи в алтаре. Показательно, что в разгар конфликта Ивана III с митрополитом заказчиком иконостаса Успенского собора выступает поддерживающий великого князя Вассиан Ростовский. Известие есть только в комментируемом своде. Ярец Киприан — скончался в нач. XVI в., другие его работы неизвестны. Сын Кони Михаил работал с Дионисием в Иосифо-Волоколамском монастыре в 1484 г. Возможно, что художники XVI в. Иван Дермоярцев и Постник Дермин — потомки Ярца Киприана.

[117] ...чернець бывалъ, егоже Сатаною зовуть ... ста въ митрополиты на Русь... — Речь идет ο тверском иноке Спиридоне-Савве, который был в 1476 г. поставлен константинопольским патриархом, пребывающим в завоеванном турками Константинополе, в митрополиты всея Руси. Поставление это не было признано ни в Литовской Руси, где киевский митрополит сам утверждался Константинополем, ни в Москве, где митрополиты назначались без патриаршего благословения. Очевидно, в Спиридоне видели тверского ставленника, ибо отречения от него требовали именно от тверского епископа. Впоследствии Спиридон сумел приехать на Русь, где был заточен в Ферапонтовом монастыре; он написал ряд сочинений, одно из которых, «Послание ο Мономаховом венце», обосновывавшее происхождение тверских князей от римских императоров и их права на регалии, стало основой московского «Сказания ο князьях Владимирских», где такое происхождение и права приписывались московским государям (см. т. 8 наст. изд.).

[118] ...умеръ Мустофа, а царьство сыну своему приказа, иже Самсон дръжаше. — Как и выше, летописец вместо Мехмеда II упоминает Мустафу. Β действительности в 1481 г. султана Мехмеда II сменил его сын, Баязид II. Самсун — турецкий портовый город на Черном море.

[119] ...всхотѣша вотчичи Олшанский, да Оленковичь, да князь Федоръ Бѣлской по Березыню реку отсѣсти ... Литовской земли. — Речь идет ο так называемом «заговоре князей», возможно, помешавшем Казимиру прийти на помощь Ахмату во время стояния на Угре. Β нем участвовали православный князь Литовской Руси Михаил Олелькович, бывший в Новгороде в 1471 г., его родич князь Иван Гольшанский и князь Федор Бельский, сумевший убежать в Москву; Михаил Олелькович и Иван Гольшанский были казнены Казимиром. Независимый свод 80-х гг. — единственная русская летопись, сообщившая об этом заговоре; великокняжеские своды, изображавшие Михаила Олельковича в рассказах ο событиях 1471 г. литовским ставленником и «латинянином», об этих событиях умолчали. Масштабы «заговора князей», очевидно, преувеличены комментируемым сводом: едва ли восставшие князья смогли отделить от Литовского государства обширную территорию вплоть до реки Березины в центральной Белоруссии.

[120] Того же лѣта бысть распря митрополиту ... възвратися на столъ свой. — Здесь продолжается рассказ ο конфликте Ивана III с митрополитом Геронтием, начавшемся в 1479 г. Согласно Независимому своду, конфликт закончился победой Геронтия; однако, согласно рассказу Ростовского свода 1489 г. (Типографская-Академическая летопись), воспроизведенному сводом 1518 г. (Льв.—С II), в 1484 г., после новой угрозы Геронтия оставить митрополию Иван III попытался передать митрополичий престол троицкому игумену Паисию Ярославову и согласился вернуть митрополита только после отказа Паисия. Асафъ (Иосаф) — сын князя Михаила Ивановича Оболенского.

[121] ...посылалъ князь великий ратью на нѣмцы ... много полону приведоша. — Подробный рассказ об этом походе 1481—1482 гг. содержится в Псковских летописях. Князь Ярослав Оболенский — младший брат известного полководца Ивана Васильевича Стриги Оболенского, наместника в Пскове; Иван Васильевич Булгак — племянник И. Ю. Патрикеева. Вельяд — ливонская крепость Феллин (Вильянди). Охабий (охабень) — внешний ряд укреплений.

[122] Икона Одигитрие... написа Денисе... той же образъ. — Икона Богородицы Одигитрии ныне хранится в Третьяковской галерее. Β других летописях сообщений ο Дионисии нет. Составитель свода 80-х гг. проявлял интерес к художникам.

[123] Оглашеннымъ — людям, готовяшимся к принятию крещения.

[124] Дора — часть просфоры, раздаваемая священником после причастия.

[125] ...архимандритъ же Чюдовской Генадей ... каятися и до смерти. — Это известие также обнаруживает сочувствие Независимого свода 80-х гг. Геронтию. Заслуживает внимания то обстоятельство, что Геннадий в споре митрополита с великим князем в 1479 г. поддерживал Ивана III.

[126] ...церковь на площади Благовѣщение... — Известие ο церковном строительстве в Кремле может восходить в комментируемом своде и к Независимому своду 80-х гг., и к своду 1518 г., который систематически приводил сведения ο строительстве Благовещенского и Архангельского соборов.

[127] ...на Казань... посла князь великый, и Аристотеля с пушками... — Ο походе 1482 г. на Казань не упоминает великокняжеское летописание; краткое упоминание читается в ростовском своде (Типографской летописи); об участии Аристотеля сообщает только комментируемый свод.

[128] ...король присла Богдана, прося Новагорода Великого и Лукъ Великыхъ. — Это известие встречается только в комментируемом своде. Приезд королевского посла Богдана упоминается в великокняжеской летописи под 1476 г., но ни ο каких претензиях его государя на новгородские земли там не упоминается.

[129] ...сватался князь великый съ волошскамъ воеводою Степаномъ ... путя не хотѣ дати. — Переговоры ο женитьбе старшего сына Ивана III Ивана Молодого на дочери молдавского государя Стефана Великого вели в 1480 г. Иван Зиновьевич Станищев и Андрей Михайлович Плещеев. Известия об этих и последующих переговорах сохранились в памятниках дипломатических сношений с Крымом и Польско-Литовским государством, через которое проезжали послы. Β великокняжеских летописях эти переговоры не отразились.

[130] Князь же великый посла къ Мень Гирѣю Крымскому... прислалъ къ великому князю. — Рассказ комментируемого свода ο нападении хана Менгли Гирея на Киев осенью 6992 (1483) г. резко отличается от остальных летописных рассказов. Если Ростовский свод (Типографская летопись) описывал этот поход как «злобу», «грѣхъ ради нашихъ», но ничего не говорил ο роли в нем великого князя, а великокняжеская летопись видела в нем справедливое возмездие «по слову великого князя» «за неисправление королевское», то Независимый свод 80-х гг. подчеркивал соучастие Ивана III в «пакостях» и святотатствах (захват церковных сосудов) крымского хана.

[131] Заложи церковь кирпичну Спасъ святый... игуменъ Чигасъ. — О нем ничего неизвестно, Чигасов монастырь упразднен в кон. XVI в.

[132] Андрѣй да Петр Михайловичи Плещѣевы. — Β посольстве, привезшем Елену Стефановну в 1483 г., участвовал брат Α. Μ. Плещеева Петр.

[133] ...врачь нѣкыи нѣмчанинъ Онтонъ... на Онтонове дворъ за Лазоремъ святымъ. — Рассказ ο расправе с врачом и аресте А. Фиорованти читается только в комментируемом своде. Под 6992 (1484) г. в Ростовском своде (Типографской летописи) говорилось, что великий князь велел «фрязь поимати и мастеров серебряныхъ». «За Лазоремъ святымъ» — за церковью Рождества Богородицы с приделом Лазаря, т. е. рядом с великокняжеским двором. Это был либо двор самого «нѣмчина», либо архитектора Пьетро Антонио Солари, строителя 5 башен Кремля и Грановитой палаты (1485—1492 гг.). Дом самого Аристотеля тоже стоял где-то возле великокняжеского дворца, как видно из свидетельства А. Контарини, венецианского посла, посетившего Москву проездом в 1476 г.

[134] ...остави, въ заточении сѣдя... Феофилъ епискупьство... жити ему у Михайлова Чюда. — Высланный из Новгорода еще в 1479 г., архиепископ Феофил лишь в 1483 г. согласился отказаться от своего сана, что открывало возможность избрания нового владыки.

[135] ...поиде на Тверь... да Аристотель съ пушками, и съ тюфякы... — Участие Ивана Ивановича и «всей братьи» в походе на Тверь в 1485 г. отмечается в великокняжеском летописании; в Тверском сборнике, сохранившем, по-видимому, фрагменты тверского летописания, упоминается еще Яков Захарьевич (Кобылин-Кошкин) с новгородскими войсками. Об участии Федора Бельского, незадолго до этого перебежавшего из Литвы, и Аристотеля в других летописях ничего не сообщается. Тюфякы — орудия, стрелявшие каменной картечью.

ПЕРЕВОД

В год 6923 (1417). (...) В том же году, 7 июня, в 4 часа дня, была тьма по всей земле, и солнце померкло, как было при распятии Христовом, и звезды явились, и явилась заря утренняя и вечерняя. И через час вновь Господь дал прощение всему миру. (...)

 

Въ лѣта 6926 <...>. Того же лѣта, мѣсяца июля 12, изволением великого Спаса и пречистыя его Матери и святого чюдотворца Леонтия, епискупа Ростовского,[2] понуди господинъ Фотѣй митрополит Киевский и всея Руси и князь велики Василей Дмитриевичь епискупом быти граду Ростову и Ярославлю Дионисиа. Ему же своего ради смирения не хотѣвши, многи слезы пролиявшу, изначала бо желаше пустынное житие и труды, еже по Бозе. Они же поставиша его нужею,[3] и исполнися на немъ Божественное слово: «Ни хотящему, ни текущему, егоже постави пастыря стаду своему, еже стежа честною си кровию...» <...>

В год 6926 (1418). (...) В тот же год, 12 июля, изволением великого Спасителя и пречистой его Матери, и святого чудотворца Леонтия, епископа Ростовского, уговорили господин Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, и великий князь Василий Дмитриевич Дионисия стать епископом города Ростова и Ярославля. Он же в своем смирении этого не хотел и много слез пролил, потому что прежде желал пустынником жить и трудиться ради Бога. Они же поставили его насильно, и сбылось с ним по Божественному слову: «Ни желающего, ни стремящегося поставил Бог пастырем стаду своему, собранному святой его кровью...» (...)

 

Въ лѣта 6945. Посла князь велики Василей Васильевичь дву князей Дмитриевъ Юрьевичевъ и прочих князей, с ними же многое множество безчисленных полковъ на реку Белеву, на царя Махмета. Сущу тому в мале, от нѣкоего царя выбегшу изъ Орды. И постави себѣ городъ на рецѣ на Белеве, от хврастия себе исплет, и снѣгом посыпа, и водою поли, и смерзеся крѣпко. И хотѣ ту зимовати. Князь же велики здума з братьею, хотя его изженути из своея земля. Яко приидоша на нь рустии князи, онъ же убояся князей рускихъ, поча мира просити и дѣти своя давати въ закладе, яко ни чинити ему ничтоже земли Руской пакости. Князи же рустии, видѣвше своихъ вой множество, а сих худо и недостаточество, и разгордѣшася, поидоша на нихъ. И бѣ нѣкто Григорей Протасьевъ сотвори крамолу, хотяше бо лестию промежь их миръ сотворитй, князи же рустии емше сему вѣру. Бѣ бо сей лестець прия Махмету царю, и не веляше им битися, мнящи мира. А сей въ то время Григорей Протасьевъ и посла ко царю, веля им в то время приити на руския полки своими, а рускимъ княземъ обещася стати заодинъ.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!