Подготовка текста и перевод Н. В. Понырко, комментарии Н. В. Понырко и Я. С. Лурье 19 страница



 

И князь же Дмитрей, видѣвъ помощь Божию воеводам великого князя Бориса, но побѣже, и прииде на мѣсто, глаголемое Киасово. И въсхотѣ стати от труда почити, но и видѣ свое войско безсчислено умирающи, иже суть язвлении. Не токмо ти умирающи злѣ, но и еще и здравыхъ болши 500 человѣкъ отступиша от него. Но ведущи, яко надежда его обетшевает и съвѣты его Богъ разссыпает, и оттолѣ побѣже. И никтоже его не вѣсть, гдѣ бѣ, но взыскахом бо его и не обрѣтохомъ и мѣста его. Мнози бо глаголют: се здѣ или ондѣ, но и никтоже его не вѣсть. Но мню, послѣдняя его зрит в погибель.

И князь Дмитрий, увидав Божию помощь воеводам великого князя Бориса, обратился в бегство, и пришел на место, называемое Киасово. И захотел остановиться здесь, чтобы оправиться от потерь, видя в своем войске бесчисленное число людей, умирающих от ран. И не только погибали раненые, но еще и здоровые, больше пятисот человек, покинули его. И поняв, что ему не остается надежды, что разрушает Бог его замыслы, бросился и оттуда (князь Дмитрий) снова в бегство. И никто не знает, где он, ибо искали его и не нашли даже следа его. Многие говорят о нем, будто находится он тут или там, но никто не знает, где он. Я думаю, что ждет его окончательная погибель.

 

И той же осенѣ посла князь великий Борис за тым же князем Дмитреемъ воеводу своего, князя Андрѣя Дмитреевича да князя Михаила Дмитреевича же,[147] и иных многих. Но и они же за ним хожаше много и не нашедше его, но понеже крыяшеся в пустых и непроходимых мѣстех; и воеводы же великого князя Бориса приидоша добри здрави.

В ту же осень послал великий князь Борис за тем князем Дмитрием своего воеводу, князя Андрея Дмитриевича, и князя Михаила Дмитриевича, и многих других. Но и они искали его долго и не нашли, ибо он скрывался в пустынных и непроходимых местах; и воеводы великого князя Бориса вернулись живы и здоровы.

 

Но той же осенѣ послал князь великий Борис посла своего Ивана Давыдовича в Суздаль обручати за себя княжну, дщерь княжу Александрову Суздальскаго. Той же зимы, за неделю до мяснаго заговѣниа, приведена бысть княжна Настасиа[148] за великого князя Бориса. И вѣнча их Илиа, владыка тфѣрский въ Святом Спасѣ; и народу же ту сущи многу, не токмо ихъ церкви не мѣстити, но ни граду. Но бысть радость и веселие велие, но не токмо, но и на многы дни.

В ту же осень послал великий князь Борис своего посла Ивана Давыдовича в Суздаль сватать за себя княжну, дочь князя Александра Суздальского. И в ту же зиму, за неделю до мясного заговенья, приведена была княжна Анастасия за великого князя Бориса. И венчал их Илия, владыка тверской, в храме Святого Спаса; и было так много народу, что не только в церкви все не вмещались, но даже и в городе. И были радость и веселье великое не только (в этот день), но многие дни.

 

Но той же зимы заложи князь великий Борис город среди езера и нарекы имя ему Троки.[149] И съверъши его во едину неделю.

И в ту же зиму заложил великий князь Борис город посреди озера и нарек имя ему Троки. И возвел его за одну неделю.

 

Но хвалимъ убо преблагаго Бога, и подавшаго нам государя таковаго и земли Тфѣрской строителя; но сиает бо яко солнце, и златыи луча испущающи. Но о сем бо и Павелъ апостолъ учит ны, якоже добрыми словесы почитайте государя своего. Но понеже бо и земля напааема, но что всѣяно в ню сѣмена, и то с прибытком възрастит.

Так восхвалим преблагого Бога, даровавшего нам такого государя и попечителя о Тверской земле; ибо сияет он как солнце и излучает золотые лучи. Тому учит нас и апостол Павел, чтобы добрыми словесами воздавали честь государю своему. Ведь увлажняемая земля с избытком взрастит семена, что посеяны в нее.

 

И хотя бо кто добрая словеса изглаголати о своемъ государи, и да просит у Бога слова на отверзение устомъ, и аще ли человѣкъ ища разума, той долженъ есть навыкнути слову. Но якоже рече Исаиа пророкъ, рече: «Господь даст ми языкъ».[150] И Приточникъ[151] же рече: «Сотове медвении словеса добраа, и сласть же ихъ — исцеление души»,[152] и: «По воздании же устъ его въздасть ему».[153] Понеже бо и Павелъ апостолъ к римляномъ рече: «Но возлюбихъ бо вы, да нѣкое слово подах вы».[154] Но да възлюбите и вы уста глаголюща добро о великомъ князи Борисѣ.

Тому же, кто хочет сказать добрые слова о своем государе, следует просить у Бога слова в отверзение уст своих, и человеку, ищущему разума, следует владеть словом. Ибо как сказал пророк Исайя: «Господь даст мне язык». И Приточник сказал: «Медвяные соты — слова добрые, сладость их исцеляет душу»; и «Воздается ему по словам его». Ибо и апостол Павел сказал римлянам: «Ибо возлюбил вас и подал вам слово некое». Так возлюбите же и вы уста, говорящие добро о великом князе Борисе.

 

И сей благовѣрный и благородный и христолюбивые великий князь Борис Александровичь но ун сый оста отца своего великого кънязя Александра Ивановича, но и прият скыпетры тфѣрскаго чиноначалиа; брат его старѣйший князь великий Юрий...[155]

Сей благоверный, и благородный, и христолюбивый великий князь Борис Александрович в юном возрасте остался без отца своего, великого князя Александра Ивановича, и принял скипетр тверского владычества; брат его старший, великий князь Юрий...

ЖИТИЕ КИРИЛЛА БЕЛОЗЕРСКОГО


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 497; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!