Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова 23 страница



О МЕСТЕ, ГДЕ БЛАГОВЕСТИЛИ АНГЕЛЫ ПАСТУХАМ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

 

А оттуда есть мѣсто подъ горою на поли, версты вдалѣе от Рождеста Христова, на встокъ лиць, на том мѣстѣ святии аггели благовѣстиша пастухом рождество Христово. И есть ту была пещера; над тою пещерою создана была церкви добра во имя святаго Иосифа, и ту былъ манастырь добръ. Нынѣ же разорено есть от поганых[144] мѣсто то. И есть около мѣста того поле красно велми и нивы многоплодны, и масличья много. И то ся мѣсто зоветь Агиа пимина, еже протолкуется «Святаа паства». И ту есть село святаго Савы к Вифлеему лиць под горою.

А на восток оттуда есть место под горою на поле, на расстоянии версты от Рождества Христова: на том месте святые ангелы благовестили пастухам рождество Христово. И была там пещера; над тою пещерою была создана хорошая церковь во имя святого Иосифа, и был там монастырь хороший. Ныне же разорено погаными место то. И около того места поле очень красивое, и нивы многоплодные, и масличных деревьев много. А называется то место Агиа пимина, что переводится «Святая паства». И там находится село святого Саввы, в направлении к Вифлеему под горою.

 

О ПЕЩЕРѢ И О ДУБѢ МАМРИЙСТѢ

О ПЕЩЕРЕ И О ДУБЕ МАМВРИЙСКОМ

 

А от Вифлеема есть на югь лиць Хевронъ, пещера Сугубаа и дубъ Мамбрийский.[145] И есть отъ Иерусалима до Хеврона верст 28, и есть путь мимо Вифлеема к Хеврону, ити до Вифлеома 6 верстъ, от Вифлеема до рѣки Афамьскиа суть версты 3. В той рѣце Афамьстѣй пророкъ глаголеть Давыдъ въ Псалтири:[146] «Ты исуши рѣки Афамля. Твой есть день и твоя есть нощь».[147] И есть рѣка та нынѣ суха: под землею течеть рѣка та, и явится у моря Содомьскаго, ту бо входить в море Содомьское. И ту есть об онъ полъ рѣки тоя гора камена высока велми, лѣсъ на горѣ той велик и частъ; и есть путь сквозѣ гору ту страшную. Неудобьпроходно есть, есть бо ту твердь велика, и биють срацины в горѣ той. Иже кто в малѣ хощеть пройти, то не можеть пройти. Мнѣ же Богъ добру дружину и многу зѣло, и тако могохомъ прейти бес пакости мѣсто то страшное. Ту бо прилежить Асколонь градъ, да оттуда выходять погании и мнози и биють на пути том злѣ. В той же горѣ, в том же лѣсѣ, убиенъ бысть Авесаломъ, сынъ Давыдовъ; туда бо бѣжаше отъ бѣды отца своего, и ту внесе его мска в чащю лѣса того, и я главу его за власы, и съя съ мщате, и повисе на древѣ высоко, и ту устрѣленъ бысть въ сердце 3-ми стрѣлами, и тако умре на древѣ томъ.[148]

А от Вифлеема на юг — Хеврон, пещера Сугубая и дуб Мамврийский. Расстояние от Иерусалима до Хеврона двадцать восемь верст, путь идет мимо Вифлеема к Хеврону; ходу до Вифлеема шесть верст, от Вифлеема до реки Ифамской три версты. О той реке Ифамской пророк Давид говорит в Псалтыри: «Ты иссушил реки Ифамские. Твой есть день, и твоя есть ночь», И ныне река та суха, под землею течет та река, выходит у моря Содомского, ибо там она впадает в море Содомское. А по другую сторону той реки очень высокая каменная гора; лес на горе той большой и густой; и дорога идет через ту страшную гору. Идти плохо, ибо там есть большая крепость и сарацины разбойничают на той горе. Если кто в небольшом числе хочет пройти, то не может пройти. Мне же Бог дал хороших попутчиков, и очень много, и потому смогли мы пройти без ущерба то страшное место. Там ведь недалеко лежит город Аскалон, вот оттуда-то и выходят поганые и многих избивают на той дороге нещадно. На той же горе, в том самом лесу, убит был Авессалом, сын Давидов, ибо он бежал туда после победы отца своего, и туда внес его мул — в чащу того леса; и зацепилась голова его волосами, и сняло его с мула, и он повис на дереве высоко, и застрелен был в сердце тремя стрелами; и так и умер на том дереве.

 

А оттуда до клятвенаго кладязя Авраамова[149] есть версть 10, а от кладязя того дуба Мамъбрийскаго есть верст 6.

А оттуда до клятвенного колодца Авраама десять верст, а от колодца того до дуба Мамврийского шесть верст.

 

О ТОМ ЖЕ

О ТОМ ЖЕ

 

Есть же дуб-от святый у пути на близу, тамо идучи на правой руцѣ; и стоит красенъ на горѣ высоцѣ. И есть около корения его долѣ от Бога помощено мраморомъ бѣлым, якоже помостъ церковный. Помощено есть около дуба того всего добраго, и есть посредѣ помоста того вырослъ дуб-от святый, ис камени того, дивенъ есть. На врьху горы тоя около дуба того уродилося яко дворище, равно и чисто бес камениа, и ту стоялъ шатеръ Авраамовъ близь дуба того къ встоку лиць. И есть дуб-от не велми высокъ, кроковат велми, и частъ вѣтми, и многъ плод на нем есть. Вѣтьви же его близ земли приклонилися суть, яко мужь можеть, на земли стоя, досячи вѣтви его. Втолще же есть двою сажень моих около его, а голомя възвыше до вѣтвѣй его полуторы сажени. Дивно же и чюдно есть толь много лѣт стоящу древу тому на толь высоцѣ горѣ, не вредися, ни испорохнѣти! Но тоитъ утверженъ от Бога, яко то перво насаженъ. И под тый дубъ прииде Святаа Троица к патриарху Аврааму и ту обѣда у него под тѣмъ дубомъ святым. И ту благослови Святаа Троица Авраама и Сарру, жену его, и вда има родити Исаака на старость. Ту и воду показа Святаа Троица Авраамови, и есть кладяз-етъ и доднесь под горою тою у пути близь. И та земля вся около дуба того зовется Мамбрия; да потому зовется дуб-отъ Мамбрийский. А от дуба того до Хеврона есть двѣ верьстѣ.

Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! На верху той горы около этого дуба получились как бы дворище — ровно и чисто, без камней; тут и стоял шатер Авраамов, близ того дуба к востоку. Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось! Стоит утвержденный Богом, словно теперь посажен. Под тот дуб и пришла Святая Троица к патриарху Аврааму и тут обедала у него, под тем дубом святым. И тут благословила Святая Троица Авраама и Сарру, жену его, и дала им родить Исаака на старость. Тут и воду показала Святая Троица Аврааму, и есть колодец тот и доныне под той горой, близко у дороги. И вся та земля около дуба того называется Мамврия; потому и дуб тот зовется Мамврийским. А от дуба того до Хеврона две версты.

 

О ГОРѢ ХЕВРОНѢ

О ГОРЕ ХЕВРОН

 

Хеврон же гора есть велика, и град был на горѣ той велик и твердъ велми, и зданиа его суть ветхаа силно. Множьство людей сѣдѣло прьво по горѣ той, и нынѣ же есть пусто.

Хеврон — гора большая, и город был на горе той большой и крепкий весьма, а теперь строения его очень ветхи. Множество людей жило прежде по горе той, а ныне все пусто.

 

На той бо горѣ Хевроньстѣй и первое сѣлъ внук Ноевъ, сын Хамовъ, Ханаонъ, по потопѣ пришед отъ столпотворениа; и населил был землю ту всю около Хеврона; да тако земля та зоветься Хананѣя.[150] И ту землю обѣща Богъ Аврааму, и еще ему сушу въ Месопотамии и в Хараонѣ; ту бо есть был домъ отца Авраамля. И рече Богъ Авраамови: «Изиди от земля твоея, и от дому отца твоего, и иди в землю Хананѣйскую, и тобѣ дам землю ту и сѣмени твоему до вѣка и азъ буду с тобою».[151] И нынѣ поистиннѣ есть земля та Богомъ обѣтованна и благословена есть от Бога всѣм добром: пшеницею, и вином, и маслом, и всяким овощом обилна есть зѣло, и скотом умножена есть; и овци бо и скоти дважди ражаются лѣтом; и пчелами увязло ту есть в камении по горамъ тѣмъ красным; суть же и виногради мнози по пригорием тѣмъ, и древеса много овощнаа стоятъ бес числа, масличие, смокви, и рожцы, и яблони, и черешни, инородия. И всякий овощь ту есть; и есть овощетъ лучи и болий всѣхъ овощий, сущих на земли под небесемъ, нѣсть такого овоща нигдеже. И воды добры суть в мѣстѣ том и всѣмъ здрави. И есть мѣсто то и красотою и всѣмъ добром. Неисказанна есть земля та около Феврона! И ту есть был домъ Давыдовъ на той горѣ Февроньстѣй; и ту бо есть был Давыдъ 8 лѣт, егда бяше выгнал сынъ его Авесалом.[152]

Первым на той горе Хевронской поселился внук Ноев, сын Хамов, Ханаан, придя после потопа со строительства вавилонского столпа; и населил он землю ту всю около Хеврона, и так и зовется земля та: Хананейская. И ту землю обещал Бог Аврааму, когда он еще жил в Месопотамии и в Харране, ибо там был дом отца Авраамова. И сказал Бог Аврааму: «Выйди из земли твоей, из дома отца твоего, и иди в землю Хананейскую, и дам тебе землю ту и семени твоему до века, и я буду с тобою». И ныне поистине земля та Богом обетованна, и благословенна от Бога всем добром: пшеницей, и вином, и маслом, и всяким плодом обильна весьма, и множеством скота богата, и овцы и скот дважды родятся летом, и пчел много в камнях по горам тем красивым, также и виноградников много по тем пригориям, и деревьев много плодовых стоит — без числа: маслины, смоковницы, и рожки, и яблони, и черешни, и прочие. И всякий плод тут есть, и плод тот лучше и больше всех плодов, сущих на земле под небом, нет таких плодов нигде больше. И вода хороша в месте том и всячески полезна. И само то место превосходит все красотою и всяческим добром. Несказанна земля та около Хеврона! И там был дом Давидов — на этой горе Хевронской; и жил там Давид восемь лет, когда выгнал его сын Авессалом.

 

А от Феврона до Сугубыа пещеры Авраамовы близь яко полъ врьсты ближе. Сугубаа пещера в каменѣй горѣ есть и в той пещерѣ есть гроб Авраамовъ, Исааковъ и Яковль. Ту бо пещеру Сугубую Авраамъ купил у Ефронь Хетфѣянина на погребение всему роду своему,[153] егда прииде от Месопотамиа в землю Хананѣскую. И ино не притяжа ничтоже прьвѣе, но токмо пещеру Сугубую на погребение себѣ и всему роду своему. И есть нынѣ созданъ градокъ малъ около пещеры тоя, но твердъ зѣло. И есть градок созданъ есть великим каменем, чюдно и несказанно хитростию, и стѣны его высокы суть велми. Посредѣ градка того днѣ утвержена есть пещера твердо. И помощенъ есть градокъ тъ весь дсками мраморными, бѣлаго мрамора. И есть пещера та под мостом исподи утвержена велми, идеже лежит Авраам, Исаакъ, Иаковъ, и вси сынове Ияковли; и жены их ту лежат, Сарра, Ревѣка. А Рахиль кромѣ лежить на пути у Вифлеема. Суть же въ градцѣ том днѣ над пещерею создани гроби разно себѣ; над гробы тѣми созданы церковци малы круглы. И есть близь себе гробъ Авраамовъ и жены его, Сарринъ; и гробъ Исааковъ и жены его, Ревекинъ, близь себе; гробъ Ияковль и жены его, Ревекинъ, близь себе; гробъ Ияковль и жены его, Илиинъ, близь себе еста.

А от Хеврона до Сугубой пещеры Авраама близко, ближе чем полверсты. Сугубая пещера находится в каменной горе, а в той пещере — гроб Авраама, Исаака и Иакова. Эту ведь пещеру Сугубую Авраам купил у Ефрона Хеттеянина для погребения всего рода своего, когда пришел из Месопотамии в землю Хананейскую. И сначала ничего не купил, кроме пещеры Сугубой для погребения себе и всему роду своему. И ныне вокруг той пещеры построена крепость небольшая, но весьма прочная. Сложена крепостица из больших камней чудесно и с непередаваемым искусством, а стены ее очень высоки. Находясь посреди той крепостицы, пещера теперь хорошо защищена. И вымощена вся та крепостица плитами мраморными, белого мрамора. Пещера же та, где лежат Авраам, Исаак, Иаков и все сыновья Израилевы, находится внизу под вымосткой, хорошо укреплена; и жены их тут лежат, Сарра, Ревекка. А Рахиль отдельно лежит у дороги около Вифлеема. И сделаны теперь над пещерою в крепостице той гробы отдельные; над гробами теми выстроены церковки маленькие круглые. И близки между собой гроб Авраама и жены его Сарры; и гроб Исаака и жены его Ревекки близко друг от друга; гроб Иакова и жены его Лии близко друг к другу стоят.

 

О ГРОБѢ ИОСИФОВѢ

О ГРОБЕ ИОСИФА

 

Иосифа Прекраснаго гробъ[154] внѣ градка того, кромѣ пещеры Сугубыя вдалѣе, яко довержеть до градка того. И то мѣсто нынѣ — Святый Авраамъ. И ту есть близь гора высока, на полуде лиць, отъ Сугубыя пещеры вдалѣе верста едина; и на ту гору взиде Святаа Троица со Авраамом; до тоя бо горы проводи Авраамъ Святую Троицу от дуба Мамбрийскаго. И ту есть мѣсто на верху горы тоя, красно и высоко зѣло, и на том мѣстѣ Авраамъ, пад на лици своемъ, поклонися Святѣй Троици, моляшеся и глаголаше:

Иосифа Прекрасного гроб вне крепостицы той, за пределами Сугубой пещеры; расстояние как камень добросить до крепостицы той. Называется теперь это место «Святой Авраам». Поблизости тут есть гора высокая, на юг от Сугубой пещеры, расстояние одна верста; на ту гору взошла Святая Троица с Авраамом, ибо до той горы Авраам проводил Святую Троицу от дуба Мамврийского. И там есть место на верху той горы, красивое и высокое очень, на каковом месте Авраам, пав на лицо свое, поклонился Святой Троице, молился и говорил:

 

О МОЛИТВѢ АВРААМЛѢ

О МОЛИТВЕ АВРААМА

 

«Господи! Да не погубиши праведнаго с нечестивыми в пагубу! Но аще, Господи, обрящеши 50 праведник в Содомѣ, не помилуеши ли, Господи, всего града того 50 ради праведникъ?» И рече Господь Авраамови: «Аще обрящу в содомлянех 50 правеникъ, не погублю всего града того, 50 дѣля праведникь». И паки поклонився Авраамъ Богови и рече: «Аще обрящется в содомѣхъ 30 праведникъ, не помилуеши ли всего града того?» И рече Господь Богъ Аврааму: «Аще обрящется 30 праведникъ в содомѣх, не погублю всего града того». И поклонився Авраамъ Господеви, и рече: «Многомилостиве и трьпеливе о беззакониих наших Господи! Да не прогнѣваешися на мя, раба твоего, и възглаголю еще единою: аще обрящется в содомѣх 15 праведник, не помилуеши ли, Господи, всего града того, 15 ради праведник?» И рече Господь Богъ къ Авраамови: «Аще обрящется в содомѣх 15 праведник, не погублю всего града того 15 дѣля праведник, ни 5 ради праведник, не погублю всего града того». И умолче Авраам, и не приложи к тому глаголати ничтоже. С тоя же горы посла Святаа Троица два аггела в Содом, да изведуть Лота сыновьца Авраамова.[155] Ту, на томъ мѣстѣ, тогда Авраамъ жертву принесе Богови пшиницею, всыпавъ на огонь; и тѣмъ зоветься мѣсто Жертва Авраамова. И есть мѣсто то высоко велми, и видѣти есть оттуда всю ту Хананѣйскую.

«Господи! Да не погубишь праведного при погибели нечестивых! Но если, Господи, найдешь пятьдесят праведников в Содоме, не помилуешь ли, Господи, всего города того, пятидесяти ради праведников?» И сказал Господь Аврааму: «Если найду среди содомлян пятьдесят праведников, не погублю всего города того, пятидесяти ради праведников». И снова поклонился Авраам Богу и сказал: «Если найдется среди содомлян тридцать праведников, не помилуешь ли всего города того?» И сказал Господь Бог Аврааму: «Если найдется тридцать праведников среди содомлян, не погублю всего города того». И поклонился Авраам Господу и сказал: «Многомилостивый и терпеливый к беззакониям нашим Господи! Не прогневайся на меня, раба твоего, и скажу еще раз: если найдется среди содомлян пятнадцать праведников, не помилуешь ли, Господи, всего города того, пятнадцати ради праведников?» И сказал Господь Бог Аврааму: «Если найдется среди содомлян пятнадцать праведников, не погублю всего города того пятнадцати ради праведников, ни пяти ради праведников не погублю всего города того». И замолчал Авраам, и не прибавил к сказанному ничего. С этой горы послала Святая Троица двух ангелов в Содом, чтобы они вывели Лота, племянника Авраама. Там, на том месте, тогда Авраам жертву принес Богу, пшеницу посыпав на огонь, и потому называется то место «Жертва Авраама». И место то высоко весьма, и видна оттуда вся земля Хананейская.

 

И отъ Жертвы Авраамовы до дебри Грезновы верста едина, а от дебри Грезновыя до гумна Анататова веръста 1.

А от Жертвы Авраама до теснины Грезновой одна верста, и от теснины Грезновой до гумна Атанатова одна верста.

 

О ГРОБѢ ЛОТОВѢ, ИЖЕ ВѢ СИГОРѢ

О ГРОБЕ ЛОТА, НАХОДЯЩЕМСЯ В СИГОРЕ

 

А оттуда до Сигора есть двѣ верстѣ. И ту есть гробъ Лотовъ и обою дщерю его 2 гроба еста. И в той же горѣ пещера велика, и в ту пещеру въбѣглъ Лотъ со дщерма своима. Ту есть градищо близь первых людий, и был на горѣ той высокь, и то зоветься Сигоръ.

А оттуда до Сигора две версты. И там находится гроб Лота и обеих его дочерей два гроба. В той ведь горе большая пещера, в которую вбежал Лот со своими дочерьми. И там поблизости есть городище первых людей; был на горе той город высокий, он и называется Сигор.

 

А оттуда есть веръсты вдалѣе мѣсто на взгории, к полуднию лиць от Сигора, и ту стоитъ жена Лотова столпом каменым. А от Жены Лотовы до Содома есть двѣ верстѣ.[156] И то все видѣхом очима своима, а ногама своима не могохомъ дойти до Содомскаго мѣста, боязни ради поганых. И не даша ны ити тамо правовѣрнии человѣци, рекоша ны тако: «Ничтоже вы тамо видѣти добра, но токмо муку, и смрад исходить оттуду. И болѣти ти будет, рѣша ны, от смрада того злаго». Да ту ся възвратихомъ опять къ Святому Аврааму и, благодатию Божиею съблюдаеми, проидохомъ по здраву в Сугубую пещеру, в градок, и ту поклонихся святымъ мѣстом всѣмъ, и почихом ту два дни. Благодатию Божиею обрѣтохомъ добру дружину многу, идущу въ Иерусалимъ; и ту пристахом мы к нимъ, и идохомъ с радостию с ними безь боязни, и доиддохомъ по здраву святаго града Иерусалима, и похвалихомъ Бога, сподобившаго нас недостойных видети святаа та мѣста, и неизреченнаа, и не сказаннаа.

А на расстоянии версты оттуда, на взгорий, к югу от Сигора, стоит жена Лота столпом каменным. А от Жены Лота до Содома две версты. И все то мы видели глазами своими, а ногами своими не могли мы дойти до места, где был Содом, так как боялись поганых. Не дали нам идти туда правоверные люди, сказали нам так: «Ничего вы там не увидите, но только серу, и смрад исходит оттуда. И болеть ты будешь, — сказали нам, — от смрада того злого». Так что оттуда мы возвратились опять к Святому Аврааму и, благодатью Божией соблюдаемы, прошли поздорову в Сугубую пещеру, в крепостицу. И там поклонились всем святым местам и отдохнули там два дня. Благодатью Божией там мы обрели множество хороших попутчиков, идущих в Иерусалим, и мы присоединились к ним, и шли с радостью с ними без боязни, и дошли поздорову до святого города Иерусалима, и похвалили Бога, сподобившего нас, недостойных, видеть святые те места, неизреченные и несказанные.

 

И есть на полудне лиць отъ Вифлеема манастырь святого Харитона, на той же рецѣ Афамьстѣй; и есть близь моря Содомьскаго в горах каменых, и пустыни около его. Гроздно и безводно есть мѣсто то, и сухо. Есть под ним дебрь камена и страшна зѣло. Около был весь градом одѣланъ, посрѣдѣ же града того есть 2 церкви, в велицѣй есть церкви гробъ святаго Харитона.[157] Внѣ же есть града усыпалница, создана гораздо, и в той усыпальници лежат святии отци, телесы яко живи; и лежит ихъ ту болѣ 7-сот. Ту лежит святый Кириякъ Исповѣдник[158] тѣлом весь цѣлъ; ту лежита Ксенофонтова сына, Иоаннъ и Аркадие,[159] и благоюхание чюдно от них исходит. И ту поклонихомся на мѣстѣ том святомъ, и взидохом я на гору на угь лиць, от манастыря того верста едина вдалее.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!