Подготовка текста и комментарии А. М. Молдована, перевод диакона Андрея Юрченко 7 страница



[131] ...«Услыши ны, Боже... и сущиимъ въ мори далече»... — Пс. 64, 6.

[132] ...«Да познаемь на земли путь твои... спасение твое»... — Пс. 66, 3.

[133] ...«Царие земьстии и вси людие... да хвалять имя Господне»… — Пс. 148, 11—13.

[134] ...«Послушаите мене, людие мои... на мышьцю мою страны уповають». — Ис. 51, 4—5.

[135] ...великааго кагана нашеа земли Володимера... — Владимир Святославич — великий князь киевский (с 980 по 1015 гг.), крестивший Русь (988 г.).

[136] ...вънука старааго Игоря... — Игорь Рюрикович, дед Владимира (ум. в 944 или 945 г.).

[137] ...сына же славнааго Святослава... — Святослав Игоревич, отец Владимира (ум. в 972 г.).

[138] ...Съвл ѣ че же ся... ветъхааго челов ѣ ка... — Ср.: Кол. 3, 9.

[139] И породися от Духа и воды... — Ср.: Иоан. 3, 5.

[140] ...въ Христа крестився, въ Христа обл ѣ чеся... — Ср.: Гал. 3, 27.

[141] ...сынъ въскр ѣ шениа. — Ср.: Лк. 20, 36.

[142] ...книгы животныа... — См.: Пс. 68, 29; Фил. 4, 3; Откр. 3, 5; 17, 8; 20, 12; 20, 15; 21, 27; 22, 19.

[143] ...въ вышниимъ... Иерусалим ѣ . — Ср.: Гал. 4, 26; Евр. 11, 16; 13, 14.

[144] ...«Единъ святъ, единъ Господь, Исус Христос... аминь»... — См.: Литургия св. Иоанна Златоуста.

[145] ...«Великъ еси, Господи, и чюдна д ѣ ла твоа!» — См.: Последование великого священия воды, молитва; см.: Пс. 138, 14; Откр. 15, 3.

[146] ...«яко благъ Господь»... — Пс. 33, 9; I Петр. 2, 3.

[147] Не видилъ еси Христа... не вид ѣ в, в ѣ рова. — См. Рим. 10, 14.

[148] ...«Блажени не вид ѣ вше и в ѣ ровавше». — Иоан. 20, 29.

[149] ...«И блаженъ есть, иже не съблазниться о мн ѣ ». — Мф. 11, 6.

[150] Не вид ѣ б ѣ съ изъгонимъ... мертвыих въстають. — См.: Мф. 10, 8; Мр. 6, 7, 12; Лк. 10, 17 и др.

[151] И еже ин ѣ мъ уродьство... тобе сила Божиа въм ѣ нися. — Ср.: 1 Кор. 1, 18.

[152] ...«Съв ѣ тъ мои да будеть ти... Науходоносоре... щедротами нищиихъ». — Дан. 4, 24.

[153] ...не до слышаниа стави глаголаное, нъ д ѣ ломъ съконча... — Ср.: Иак. 1, 22.

[154] ...«Милость хвалится на суд ѣ ». — Иак. 2, 13.

[155] ...«Милостыни мужу, акы печать съ нимъ». — Сирах. 17, 18.

[156] ...«Блажени милостивии... помиловани будуть». — Мф. 5, 7.

[157] ...«Обративыи гр ѣ шника... покрыеть множество гр ѣ ховъ». — Иак. 5, 20.

[158] …«Иже испов ѣ сть мя пр ѣ д челов ѣ кы... на небес ѣ х». — Мф. 10, 32.

[159] ...«Сынъ Божии есть Христос»... — Деян. 8, 37.

[160] ...великааго Коньстантина... — Константин I Великий (ок. 285—337 гг.) — римский император, покровительствовавший христианам и много сделавший для укрепления христианства в византино-римской империи, причтен к лику святых.

[161] ...Никеискааго събора... — Имеется в виду Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее (325 г.), на котором председательствовал император Константин Великий.

[162] ...с материю своею Еленою... — Елена — мать Константина Великого (ум. 327 г.), покровительница христиан, причтена к лику святых.

[163] ...крестъ от Иерусалима принесъша... — Царица Елена совершила путешествие в Иерусалим, чтобы отыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. После обретения ею креста Господня (326 г.) вскоре было установлено празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (335 г.).

[164] ...святаа церкви Святыа Богородица Мариа... — киевская соборная церковь Богородицы (Десятинная), построенная св. Владимиром вскоре после крещения киевлян, в которой он был похоронен в 1015 г.

[165] ...жида трубы архангельскы. — См.: 1 Фес, 4, 16.

[166] ...сынъ твои Георгии... — Георгий — крестное имя Ярослава Мудрого.

[167] ...акы Соломонъ Давыдова... — При израильско-иудейском царе (965—928 г. до н. э.) Соломоне, сыне царя Давида, было завершено начатое Давидом строительство Иерусалимского храма.

[168] ...дом Божии... Премудрости създа... — Имеется в виду киевский собор св. Софии, который был заложен Ярославом Мудрым в 1037 г. Слова Илариона свидетельствуют о том, что строительство собора до 1050 г. («верхняя» дата написания «Слова») было уже заверщено.

[169] ...церковь на Великыихъ врат ѣ х създа въ имя... Благов ѣ щениа... — церковь Благовещения, построенная Ярославом Мудрым на киевских Золотых воротах.

[170] ...«Радуися, обрадованаа! Господь с тобою!»... — Лк. 1, 28.

[171] ...Христа, живота всему миру. — Ср.: Иоан. 11, 25; 6, 33.

[172] ...виждь благов ѣ рную сноху твою Ерину... — Жена Ярослава Ирина-Ингигерда, дочь шведского короля Олафа.

[173] ...правдою б ѣ обл ѣ ченъ... истиною обутъ... — Ср.: Еф. 6, 14—15.

[174] ...«яже уготова Богъ... любящиимъ его»… — 1 Кор. 2, 9.

[175] ...«мы бо людие твои и овц ѣ паствы твоеи»... — Пс. 78, 13; см.: Пс. 99, 3.

[176] Пастырю добрый, положивыи душю за овц ѣ ... — См.: Иоан. 10, 11.

[177] ...«Не боися, малое стадо... дати вамъ царьствие!» — Лк. 12, 32.

[178] Богатыи милостию... — Еф. 2, 4.

[179] ...ожидааи обращениа гр ѣ шныихъ... — См.: Лк. 15, 7; 17, 4.

[180] ...персть есмы и прахъ... — Ср.: Быт. 18, 27; Сирах. 10, 9.

[181] ...не вниди въ судъ съ рабы своими... — Ср.: Пс. 142, 2.

[182] ...мы людие твои... — Ср.; Пс. 78, 13.

[183] ...съгр ѣ шихомъ и злаа сътворихомъ... якоже запов ѣ да намъ! — См. службу Недели мясопустной и канон покаянный преп. Андрея Критского.

[184] ...твоею руку д ѣ ло! — Ср.: Пс. 137, 8.

[185] «Аще бо безакониа назриши, Господи, кто постоить?» — Пс. 129, 3.

[186] Яко от тебе оц ѣ щение есть... милость и много избавление... — Ср.; Пс. 129, 4. 7.

[187] ...и души наши... въ воли твоеи. — Ср.: Дан. 5, 23; см.: Ис. 42, 5; Деян. 17, 25.

[188] ...ищезнемъ, яко утреняа роса. — Ср.: Ос. 6, 4.

[189] ...помилуи ны, Боже, по велиц ѣ и милости твоеи! — Пс. 50, 3.

[190] Вси бо уклонихомся, вси въкуп ѣ неключими быхомъ... — Пс. 13, 3; Рим. 3, 12.

[191] ...«яко оскуд ѣ пр ѣ подобныих»... — Пс. 11, 2.

[192] ...ни по гр ѣ хом нашимъ въздаи намъ... — См.: Пс. 102, 10.

[193] ...мы люди твои... — Пс. 78, 13.

[194] ...твое достояние. — Пс. 73, 2.

[195] ...«рукы нашы къ Богу туждему»... — Пс. 43, 21.

[196] ...истиньнааго Бога... — Иоан. 17, 3.

[197] ...къ теб ѣ , живущему на небес ѣ хъ, очи наши възводимъ... — См.: Пс. 122, 1.

[198] ...призываа гр ѣ шникы въ покаание... — См.: Лк. 5, 32.

[199] ...«пришельци въ земли не своеи»… — Быт. 15, 13.

[200] ...«кде есть Богъ их». — Пс. 78, 10.

[201] ...малы язви, а милостивно исц ѣ ли... — Ср.: Ос. 6, 1.

[202] ...явлеся многъкраты ученикомъ своимъ, възиде на небеса... и с ѣ де одесную его.— См.: 1 Кор. 15, 5—8; Деян. 1, 1—11.

[203] Ему же мертвии гласомъ архангельскымъ противу изидуть... — См.; 1 Фес. 4, 16.

 

 

ПЕРЕВОД

 

О ЗАКОНЕ, ДАННОМ МОИСЕЕМ, И О БЛАГОДАТИ И ИСТИНЕ, ЯВЛЕННОЙ ИИСУСОМ ХРИСТОМ, И КАК ЗАКОН МИНОВАЛ, А БЛАГОДАТЬ И ИСТИНА НАПОЛНИЛА ВСЮ ЗЕМЛЮ, И ВЕРА РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ВО ВСЕХ НАРОДАХ ВПЛОТЬ ДО НАШЕГО НАРОДА РУССКОГО; И ПОХВАЛА ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ НАШЕМУ ВЛАДИМИРУ, КОИМ МЫ БЫЛИ КРЕЩЕНЫ; И МОЛИТВА К БОГУ ОТ ВСЕЙ ЗЕМЛИ НАШЕЙ

 

Господи, благослови, отче.[3]

Господи, благослови, отче.

 

«Благословленъ Господь Богъ Израилевъ», Богъ христианескъ, «яко посѣти и сътвори избавление людемь своимъ»,[4] яко не презрѣ до конца твари своеа идольскыимъ мракомъ одержимѣ быти и бѣсовьскыимъ служеваниемь гыбнути. Нъ оправдѣ прежде племя Авраамле[5] скрижальми[6] и закономъ, послѣжде же сыномъ своимъ вся языкы спасе Евангелиемь и крещениемь, въводя á въ обновление пакыбытиа, въ жизнь вѣчьную.

«Благословен Господь Бог Израилев», Бог христианский, «что посетил народ свой и сотворил избавление ему»! Ибо вовсе не попустил творению своему пребывать во власти идольской тьмы и погибать в служении бесовском. Но прежде скрижалями и законом оправдал род Авраамов, затем же сыном своим спас все народы, Евангелием и крещением путеводя их в обновление возрождения, в жизнь вечную.

 

Да хвалимъ его убо и прославляемь хвалимааго от ангелъ беспрѣстани, и поклонимся ему, емуже покланяются херувими и серафими, яко, призря, призр ѣ на люди своа[7] и не солъ, ни вѣстникъ, нъ Самъ спасе ны,[8] не привидѣниемь пришедъ на землю, но истинно, пострадавъ за ны плотию и до гроба и съ собою въскрѣсив ны.

Восхвалим же и прославим его, непрестанно восхваляемого ангелами, и поклонимся тому, кому поклоняются херувимы и серафимы! Ибо, призирая, призрел на народ свой. И не посредник, не ангел, но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, плотию пострадав за нас — и до смерти! — и с собою воскресив нас.

 

Къ живущиимъ бо на земли человѣкомъ въ плоть одѣвься приде, къ сущиимъ же въ адѣ распятиемь и въ гробѣ полежаниемь съниде,[9] да обои, и живии и мертвии познають посѣщение свое[10] и Божие прихождение и рзумѣють, яко тъ есть живыимъ и мертвыимъ крѣпокъ и силенъ Богъ.[11]

Ибо, в плоть облекшись, к живущим на земле пришел, распятие же претерпев и погребение, к пребывающим в аду сошел, да и те, и другие, — и живые, и мертвые, — узнают <день> посещения своего и пришествия Божия и уразумеют, что он — всемогущий и всесильный Бог живых и мертвых.

 

Кто бо великъ, яко Богъ нашь. Тъ единъ творяи чюдеса,[12] положи законъ на проуготование истинѣ и благодѣти, да въ немь обыкнеть человѣчьско естьство, от многобожества идольскааго укланяяся, въ единого Бога вѣровати, да яко съсудъ скверненъ человѣчьство, помовенъ водою, закономъ и обрѣзаниемь, прииметь млѣко благод ѣ ти и крещениа.

И кто столь велик, как Бог наш? Он, «един творящий чудеса», уставил закон в предуготовление истины и благодати, чтобы <пестуемое> в нем человеческое естество, уклоняясь от языческого многобожия, обыкло веровать в единого Бога, чтобы, подобно оскверненному сосуду, человечество, будучи, как водою, омыто законом и обрезанием, смогло воспринять млеко благодати и крещения.

 

Законъ бо прѣдътечя бѣ и слуга благодѣти и истинѣ, истина же и благодѣть слуга будущему вѣку, жизни нетлѣннѣи. Яко законъ привождааше възаконеныа къ благодѣтьному крещению, крещение же сыны своа прѣпущаеть на вѣчную жизнь. Моисѣ бо и пророци о Христовѣ пришествии повѣдааху, Христос же и апостоли его о въскресении и о будущиимъ вѣцѣ.

Ведь закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать — служитель будущего века, жизни нетленной. Ибо закон приводил подзаконных к благодатному крещению, а крещение провождает сынов своих в жизнь вечную. Моисей ведь и пророки проповедали о пришествии Христовом, Христос же и апостолы — о воскресении и жизни будущего века.

 

Еже поминати въ писании семь и пророчьскаа проповѣданиа о Христѣ, и апостольскаа учениа о будущиимъ вѣцѣ, то излиха есть и на тъщеславие съкланяяся. Еже бо въ инѣх книгах писано и вами вѣдомо ти сде положити, то дръзости образъ есть и славохотию. Ни къ невѣдущиимъ бо пишемь, нъ прѣизлиха насыштьшемся сладости книжныа, не къ врагомъ Божиемь иновѣрныимъ, нъ самѣмь сыномъ его, не къ странныимъ, нъ къ наслѣдникомъ небеснаго царьства. Но о законѣ, Моисѣемь данѣѣмь и о благодѣти и истинѣ, Христосомъ бывшии, повѣсть си есть, и что успѣ законъ, что ли благодѣть.

Поминать же в писании сем и пророческую проповедь о Христе, и апостольское учение о жизни будущего века излишне было бы и похоже на тщеславие. Ведь излагать здесь то, что в иных книгах писано и вам ведомо, есть признак дерзости и славолюбия. Ибо не несведущим мы пишем, но с преизбытком насытившимся книжной сладости, не враждующим с Богом иноверным, но истинным сынам его, не чуждым, но наследникам царства небесного. И повествование наше — о законе, данном Моисеем, и о благодати и истине, явленной Христом, и о том, чего достиг закон, и чего — благодать.

 

Прѣжде законъ, ти по томь благодѣть, прѣжде стѣнь, ти по томь истина. Образъ же закону и благодѣти Агаръ и Сарра, работнаа Агаръ и свободнаа Сарра, работнаа прѣжде, ти потомь свободнаа[13], да разумѣеть, иже чтеть![14]

Прежде <дан был> закон, затем же — благодать, прежде — тень, затем же — истина. Прообраз же закона и благодати — Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом — свободная, — да разумеет читающий!

 

Яко Авраамъ убо от уности своеи Сарру имѣ жену си, свободную, а не рабу, и Богъ убо прѣжде вѣкъ изволи и умысли сына своего въ миръ послати и тѣмь благодѣти явитися.[15]

И как Авраам от юности своей имел женою себе Сарру, свободную, а не рабу, так и Бог предвечно изволил и благорассудил послать Сына Своего в мир и им явить благодать.

 

Сарра же не раждааше, понеже бѣ неплоды.[16] Не бѣ неплоды, нъ заключена бѣ Божиимъ промысломъ на старость родити.[17] Безвѣстьная же и таинаа прѣмудрости Божии утаена бяаху ангелъ и человѣкъ, не яко неявима, нъ утаена и на конець вѣка хотяща явитися.

Однако Сарра не рождала, будучи неплодной. <Вернее>, не была она неплодной, но промыслом Божественным определена была познать чадорождение в старости <своей >. Неведомое и тайное премудрости Божией сокрыто было от ангелов и от людей не как бы неявляемое нечто, но утаенное и должное открыться в кончину века.

 

Сарра же глагола къ Аврааму: «Се заключи мя Господь Богъ не раждати, вълѣзи убо къ рабѣ моеи Агари и родиши от неѣ».[18] Благодѣть же глагола къ Богу: «Аще нѣсть врѣмене сънити ми на землю и спасти миръ, съниди на гору Синаи и законъ положи».

И сказала Сарра Аврааму: «Вот, предназначил мне Господь Бог не рождать; войди же к служанке моей Агари и будешь иметь детей от нее». — А благодать сказала Богу: «Если не время сойти мне на землю и спасти мир, сойди на гору Синай и утверди закон».

 

Послуша Авраамъ рѣчи Саррины и вълѣзе къ рабѣ еѣ Агарѣ.[19] Послуша же и Богъ яже от благодѣти словесъ и съниде на Синаи.[20]

И внял Авраам речам Сарриным, и вошел к служанке ее Агари. — Внял же и Бог словесам благодати и сошел на Синай.

 

Роди же Агаръ раба от Авраама, раба робичишть, и нарече Авраамъ имя ему Измаилъ.[21] Изнесе же и Моисѣи от Синаискыа горы законъ,[22] а не благодѣть, стѣнь, а не истину.

И родила Агарь-рабыня от Авраама: рабыня — сына рабыни; и нарек Авраам имя ему Измаил. — Принес же и Моисей с Синайской горы закон, а не благодать, тень, а не истину.

 

По сихъ же уже стару сущу Аврааму и Саррѣ, явися Богъ Аврааму, сѣдящу ему прѣд дверьми кушкѣ его въ полудне у дуба Мамьвриискааго. Авраамъ же текъ въ срѣтение ему поклонися ему до землѣ и приятъ и́ в кушту свою[23]. Вѣку же сему къ коньцу приближающуся посѣтить Господь человѣчьскааго рода и съниде съ небесе, въ утробу Дѣвици въходя. Приятъ же и́ Дѣвица съ покланяниемь въ кущу плътяную, не болѣвьши, глаголющи ти къ ангелу: «Се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему».[24]

Затем же, как Авраам и Сарра состарились уже, Бог явился Аврааму, сидевшему при входе скинии его, в полдень, у дубравы Мамрийской. И Авраам, выйдя навстречу ему, поклонился ему до земли и принял его в скинию свою. — Когда же век сей близился к концу, то посетил Господь человеческий род. И сошел он с небес, войдя в лоно Девы. И приняла его Дева с поклонением в телесную скинию <свою>, неболезненно, молвив ангелу, <вещавшему ей>: «Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему»!

 

Тогда убо отключи Богъ ложесна Саррина, и, заченьши, роди Исаака, свободьнаа свободьнааго[25]. И присѣтивьшу Богу человѣчьска естьства, явишася уже безвѣстнаа и утаенаа и родися благодѣть, истина, а не законъ, сынъ, а не рабъ.

Тогда же отверз Бог ложесна Саррины, и, зачав, родила она Исаака: свободная — свободного. — И, когда посетил Бог человеческое естество, открылось уже <дотоле> неведомое и утаенное, и родилась благодать — истина, а не закон, сын, а не раб.

 

И ако отдоися отрочя Исаакъ и укрѣпѣ, сътвори Авраамъ гоститву велику, егда отдоися Исаакъ сынъ его.[26] Егда бѣ Христос на земли, и еще не у ся благодѣть укрѣпила бяаше, нъ дояшеся, и еще за 30 лѣтъ[27], въ ня же Христосъ таяашеся. Егда же уже отдоися и укрѣпѣ и явися благодѣть Божиа всѣмъ человѣкомъ[28] въ Иорданьстѣи рѣцѣ,[29] сътвори Богъ гоститву и пиръ великъ тельцемь упитѣныим от вѣка,[30] възлюбленыимъ Сыномъ своимъ Исусом Христомь, съзвавъ на едино веселие небесныа и земныа,[31] съвокупивъ въ едино ангелы и человѣкы.

И, как вскормлен млеком был младенец Исаак и окреп, устроил Авраам великий пир, как вскормлен млеком был Исаак, сын его. — Когда Христос явился на земле, тогда не была еще благодать окрепшей, но младенчествовала прежде более чем тридцать лет, кои и Христос провел в безвестности. Когда же вскормлена уже была и окрепла благодать и явилась на реке Иорданской всем людям, устроил Бог трапезу и великий пир с тельцом, воскормленным от века, Сыном своим возлюбленным Иисусом Христом, созвав на всеобщее веселие небесное все и земное, совокупив воедино ангелов и людей.

 

По сихъ же видѣвши Сарра Измаила, сына Агариина, играюща съ сыномъ своимъ Исакомъ, и ако приобидѣнъ бысть Исаакъ Измаиломъ, рече къ Аврааму: «Отжени рабу и съ сыномъ еѣ, не имать бо наслѣдовати сынъ рабынинъ сына свободныа».[32] По възнесении же Господа Исуса, ученикомъ же и инѣмь вѣровавшиимъ уже въ Христа сущемь въ Иерусалимѣ, и обоимъ съмѣсь сущемь, иудеомъ же и христианомъ, и крещение благодатьное обидимо бяаше от обрѣзаниа законьнааго, и не приимаше въ Иеросалимѣ христианьскаа церкви епискупа необрѣзана, понеже, старѣише творящеся, сущеи отъ обрѣзаниа насиловааху на хрестианыа, рабичишти на сыны свободныа, и бывааху междю ими многы распрѣ и которы.[33] Видивши же свободьнаа благодѣть чада своа христианыи обидимы от иудѣи, сыновъ работнааго закона, възъпи къ Богу: «Отжени иудѣиство и съ закономъ расточи по странамъ, кое бо причастие стѣню съ истиною, иудѣиству съ христианьством».


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!