Права человека: природа, классификация и проблема обоснования.



Основные типы философского обоснования права.

1. Философия позитивного права

2. Марксистская философия права

3. Философия естественного права

1.Философия позитивного права

Право, согласно позитивистскому подходу - это произвольный продукт государства, его приказ, акт, норма.

Для юридического позитивизма (легизма) в целом характерна недооценка значимости прав человека, а также апология власти и ее нормотворческих возможностей. С точки зрения сторонников естественноправовых концепций права, легизм выступает в определенном смысле как нормативное выражение авторитаритаризма.

Можно сказать, что первым в истории сторонником позитивистской теории права был индийский мыслитель Каутилья.

Каутилья полагал, что монархия имеет самые главные преимущества по сравнению с другими формами правления. Он идентифицировал благосостояние народа с благосостоянием монарха.

Сторонники учения Конфуция подчеркивали, что законы должны осуществляться людьми. Легисты возражали, что единообразное собрание законов должно применяться ко всему населению.

В философии позитивного права есть один существенный изъян: отличие права от произвола лишается объективного и содержательного смысла. Явный произвол, если он надлежащим образом оформлен (например, в виде указа или постановления) признается правом. (Тут, конечно, необходимо сделать оговорку, что на данный изъян указывают сторонники естественного права и либерально - юридических концепций).

Фактически, Т. Гоббс окончательно сформулировал концепцию европейского юридического позитивизма: позитивное право - это приказ, обязательное предписание к действию суверенной власти.

Позитивное право по своей структуре состоит из первичных норм и вторичных норм. Первичные нормы - это правила обвязывания. Они возлагают обвязывания на лиц, без учета их воли и связаны с угрозой санкций. Вторичные нормы не требуют от людей вести себя определенным образом, а предоставляют при определенных условиях создавать право и обязанности с помощью договоров, завещаний, правосудия, управления и т.д.

 

2.Марксистская философия права

 

Среди субъективных, т.е. идейных и психологических, факторов формирования позитивного права подчёркивалось значение правового сознания личности, а также формирование воли классов, стоящих у власти либо стремящихся к овладению властью. Советские юристы-теоретики права, наряду с этим основополагающими, базисными факторами правообразования различали значение других объективных факторов, к которым относили условия жизни общества, интересы господствующего класса или всего народа; идеологические, социально - психологические представления и волевые стремления классов, т. е. общественное сознание, выражающее интересы различных классов и слоёв населения.

Кроме того, особо выделялось формирование государственной воли господствующего класса или всего народа, выступающее как бы завершающей и решающей ступенью социального процесса формирования права, создания государством правовых юридических норм, т. е. собственно юридически оформленным процессом правотворчества.

В основе познания реальности в марксизме лежит диалектикоматериалистический метод. При диалектическом методе, отмечал Ф. Энгельс, мы исходим из первого и наиболее простого экономического отношения, которое мы находим. Это отношение мы анализируем. Уже сам факт, что это есть отношение, означает, что в нем есть две стороны. Каждую из этих сторон мы рассматривает отдельно. При этом обнаруживаются противоречия, которые требуют разрешения на практике. Мы проследим, каким образом они разрешились и найдем, что это было достигнуто установлением нового отношения.

Маркс делал акцент на освоении человеком «своей родовой жизни» - то есть идеала свободы, тождественной творению субъектом самого себя, его мало интересует вопрос о том, как будет организован труд и распределение материальных благ при коммунизме. Его интересует вопрос, как человек вернется к самому себе как человеку общественному, то есть снова станет человеком. Это значит, что человек увидит в обществе не внешнюю необходимость, он увидит самого себя и станет свободным.

Право при социализме остается в качестве регулятора распределения продуктов и труда между членами общества, то есть, право сохраняется в плоскости своих принудительных функций в сфере потребления. В сфере же производства права уже нет.

В новых исторических условиях критика марксизма стала одним важнейших направлений идеологии официальных властей. Произошел отказ от диалектико-материалистического метода как метода познания.

 

3.Философия естественного права

 

Для всех концепций естественноправового (или можно употреблять термин «юснатуралистского») типа правопонимания характерно системное различие права естественного и права позитивного.

«Естественное право» может быть заменено и другими терминами, например: «право в собственном смысле», «подлинное право», «идея права», «право по природе» и т.д. «Позитивное право» также может фигурировать под фразами: «искусственное», «человеческое», «волеустановленное», «условное» и т.п. право.

Сторонники юснатуралистского подхода, какой бы точки зрения они не придерживались, с какой бы позиции: светской или религиозной не выступали - считают, что естественное право дано самой природой, корениться в самой природе вещей.

Концепция естественного права стоит на признании цивилизации, которые имеют приоритетное значение. Идеи справедливости, добра, прав и свобод человека являются теми ценностями, которые должны быть положены в основу существования общества и государства.

Естественное право выводится из свободы воли человека его разумной природы, из, цивилизованного способа существования в определенном сообществе. Причем человеку не даруются властью права и свободы они есть у него с рождения и никто из остальных людей по своей воле не может на них покусится. Поэтому господство в праве общих абстрактных принципов (свободы, справедливости, общего блага и т.д.) отличают естественный подход от всех других походов к праву.

Естественноправовой принцип в силу своей абсолютной ценностной сущности воплощает собой всеобщую абстракцию ценности, но не сводится к какой-то одной определенной ценности либо к какой-то конкретно определенной их совокупности. Абстракция безусловной и абсолютной ценности естественного права вообще, т.е. абстрактной идеи естественного права, остается здесь (на уровне универсального принципа, понятия и модели естественного права) совершенно не конкретизированной в виде определенных правообразующих ценностей, хотя вместе с тем ни одна из возможных таких ценностей и не отрицается.

То, что сторонники естественного права понимают под объективной сущностью права - это не сущность государственно установленного права, а версии права естественного, которому приписываются свойства фактически действующего правового явления.

В качестве некого вывода стоит отметить, что понятие о естественном праве, его условность возрастает с течением времени.

Теория естественного права.

Естественно-правовая теория получила завершенную форму в эпоху буржуазных революций ХVП— XVIII вв. Представителями ее являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Джефферсон, Ж.-Ж. Руссо и другие. Согласно этой теории наряду с позитивным правом, выраженным в законодательстве, существует естественное право, коренящееся в природе и разуме человека. Его основными требованиями объявлялись свобода, равенство людей, право частной собственности, свобода вероисповедания и мысли и т.п. ценности. Признавая за естественным правом приоритет перед позитивным правом, авторы этой теории обосновывала необходимость приведения позитивного права в соответствие с естественным правом. Тем самым авторы естественноправовой теории объявляли неразумными принципы и институты феодального права и обосновывали необходимость замены феодальных правовых порядков нарождавшимся буржуазным правом.

 

Главные черты этого учения:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критерием позитивного права;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, a в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

 

Достоинства теории

- это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались ранние буржуазно-демократические революции;

- сторонниками естественно-правовой теории, верно замечено, что законы могут быть и неправовыми и они должны приводиться в соответствие с естественным правом;

- провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновника и государственных структур.

 

Недостатки теории:

- данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противоправного, так как определить это с позиций «естественной» справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, очень затруднительно;

- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Права человека: природа, классификация и проблема обоснования.

Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.

Согласно первому подходу, права человека и гражданина - это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой - связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

Второй подход - позитивистский - исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.

 

Все права человека обычно классифицируют по сферам реализации: гражданские (личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические). Гражданские - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Гражданские права есть производное от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек. Они призваны гарантировать индивиду свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. К гражданским правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; на справедливый, независимый и публичный суд, предлагающий защиту обвиняемого; на тайну переписки.

Политические права определяют возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся: право человека на гражданство; избирательные права; свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний; право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения; свобода совести и др.

Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силы.

Социальные права призваны обеспечить материальные условия и достойную жизнь каждому человеку. Их специфика состоит в том, что требует от государства и общества создания целого комплекса материальных благ. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья.

Культурные права должны гарантировать духовное развитие человека, предоставляя ему право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и др.

Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Права второго поколения определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!