Мы берем их пальто, приглашаем к столу;
Сравнительный анализ художественных произведений.
Предлагаю вам варианты планов такого анализа.
План сравнительного анализа стихотворений №1
- время создания стихотворений, события в жизни поэта в этот период (если это важно для данных стихотворений)
- жанр стихотворений
- темы стихотворений
- образы лирических героев (сравнение)
- эмоциональный настрой стихотворений (сравнение), как создается (тропы, звукопись и др.)
- композиция стихотворений
- основная мысль стихотворений
- размер, рифма
План сравнительного анализа стихотворений №2
1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:
- сюжета или мотива
- образной системы
- лексики
- изобразительных средств
- синтаксических конструкций
- других параметров, подсказанных самими текстами.
2. Найти различия на тех же уровнях.
3. Объяснить выявленные различия:
а) в произведениях одного и того же автора:
- разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
- различием художественных задач;
- противоречиями мировоззрения и мироощущения;
- другими причинами.
б) в произведениях разных авторов:
- различием художественных миров;
- если жили в разное время - различием исторических условий и особенностей литературного развития;
- если принадлежат к разным национальным культурам - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.
|
|
4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.
************************************************************************
| Булат Окуджава Тьмою здесь все занавешено И тишина, как на дне... Ваше величество женщина, Да неужели - ко мне? Тусклое здесь электричество, с крыши сочится вода. Женщина, ваше величество, как вы решились сюда? О, ваш приход - как пожарище. Дымно, и трудно дышать... Ну, заходите, пожалуйста. Что ж на пороге стоять? Кто вы такая? Откуда вы?! Ах, я смешной человек... Просто вы дверь перепутали, улицу, город и век. 1960 |
|
|
Два свидания
1. Общая тема: «чудное мгновенье», к герою домой приходит любимая.
2. Мотивы:
• противопоставление обыденности быта – фона встречи – самой встрече, ее значительности
У Пастернака фоном становится вид из окна с незадернутыми гардинами. Но этот мир зимнего вечера волшебным образом, может быть, только в воображении героя, вместе с проникшими в дом сумерками окутывает героя. Именно поэтому герой Пастернака не так уж одинок – он ощущает себя частью зимнего вечера: как за окном зачертит иней, так и его душой завертит унынье (парономазия?).
Завертит мной — единственное прямое упоминание о лирическом "я" и притом в косвенном падеже пассивного объекта, что соответствует пастернаковской установке на самоустранение субъекта (особенно — от активных действий), на подмену его метонимиями и растворение в окружающей среде.
У Окуджавы будничность, даже убогость, быта конкретизирует тяжесть жизни, за которой, однако, мечтается высокое, идеальное начало.
• мотив вхождения, проникания в дом извне через дверь (или окно), ср.
Из сада, с качелей, с бухты-барахты Вбегает ветка в трюмо…
Как этот в комнату без дыма Грозы влетающий комок; Войду, сниму пальто, опомнюсь;
|
|
Гроза бежит по галерее. По лестнице. И на крыльцо...
Подчеркнем, что вхождение, у Пастернакастоль радостное и бесспорное, у Окуджавыносит грустный и неуверенный характер и останавливается на пороге.
Но героиня Пастернака появляется сама собой, неожиданно для героя, без его участия, у Окуджавы же присутствует мотив отворения дверей, приглашения войти как манифестация доброты, приветливости, желаемости развития событий, причастности к ним.
Мы берем их пальто, приглашаем к столу;
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!