I. РЕЛИГИЯ СОЗНАНИЯ И СВОБОДЫ 9 страница



86.8. БУДДИЗМ ЯПОНСКИЙ. Школа санрон (яп. санрон сю), «Три трактата». Аналог китайской школы саньлунь. В Японии учение в VII в. стал проповедовать вернувшийся из Китая монах Энкан. Оно опирается на доктрины индийской школы мадхьямика. Духовным патриархом считается Нагарджуна. Адепты признают пустотность дхарм (яп. хо), срединный путь (яп. хаппу тюдо), существование относительной и абсолютной истин, почитают тексты сутр праджняпарамиты. В процессе практики постижение высших истин происходит через интуитивную мудрость (яп. хання).

86.9. БУДДИЗМ ЯПОНСКИЙ. Школа сингон (яп. сингон сю). Школа истинных слов. Школа мантр. Тайное учение. Учение об учениях. Основоположник — монах Кукай (774—835). Аналог китайской школы ми (чжэньянь). Высший объект почитания — космический Будда, персонифицированный как Вайрочана (яп. Бирусяна), Великий Вайрочана (яп. Дай Бирусяна), Махавайрочана, Татхагата Великое Солнце. Он имеет три тела-аспекта: вездесущее и всевременное тело закона (яп. хоссин), тело совместных действий, общения (яп. сёюсин) и тело преобразований, явлений в мире (яп. хэнкасин). При духовной практике адепт постигает три тайны трех действий Будды, его тела, его речи и мысли. В школе большое значение придается правильному произнесению мантр, которые в противном случае теряют силу. Широко применяются мандалы (яп. мандара) и мудры (яп. ин, ингэй, тиин). Монахи сингон занимались живописью, музыкой, поэзией. Кукай ставил вопрос о необходимости изучения санскрита. Считают, что он изобрел фонетическую азбуку (кана). Это сыграло огромную роль в развитии японского языка. Но наибольшее значение Кукай придавал невербальной информации, символике, мандалам, мантрам и т.д. В этот же ряд он ставил искусство, способное передать то, что невозможно выразить словами. Кукай был назначен главой буддийской общины всей страны. Его изображают пишущим стихи на поверхности воды. В учении высшим практическим достижением считают технику обретения тайного величественного сознания (яп. химицу сёгон син). В нем адепт постигает единство с Буддой. Согласно сингон, основу вселенной составляют шесть великих элементов (яп. рокудай): земля (яп. дзидай), вода (яп. суйдай), огонь (яп. кадай), воздух или ветер (яп. фудай), небо или пространство (яп. кудай), сознание (яп. сикидай). Сердце (яп. синдай, син, кокоро) признается обителью сознания. Школа активно участвовала во взаимоадаптации буддизма с синтоизмом. Предполагают, что она слилась со школой тэндай

86.10. БУДДИЗМ ЯПОНСКИЙ. Школа тэндай (яп. тэндай сю). «Опора Небес». Основана монахом Сайте (767—822), который впервые назвал Японию Великой Страной Восходящего Солнца. В конце IX в. монахи тэндай в целях самообороны создали первую организацию монахов-воинов (яп. сохэй). Школа выдвинула идею всеединства, гармонизации и союза различных буддийских школ и учений, создания единой религиозной структуры. Согласно учению тэндай, сознание изначально просветлено, что подтверждается духовной практикой. Все живые существа должны быть освобождены от новых рождений. В тэндай существует только прямая передачи учения от учителя ученику. В школе было введено звание бодхисаттвы-махасаттвы (яп. босацусо), которое присваивалось монахам после аттестации. Сайте называл их сокровищами страны. Впоследствии титул обрел расширительное значение. Сайте мечтал создать теократическое государство, в котором светским властям отводилась роль органа, надзирающего за порядком. Вовлечение монахов в политические проблемы привело к разделению школы на секты и к потере влияния в XII—XIII вв.

86.11. БУДДИЗМ ЯПОНСКИЙ. Школа тэнрикё (яп. тэнрикё сю). «Учение из города Тэнрикё». Основательница учения, популярного в XIX в., Мики Накаяма пыталась объединить буддизм, синтоизм и христианство. Согласно учению, все люди представляют собой живые храмы. Получив откровение, Накаяма занялась миссионерское деятельностью, будучи взрослой женщиной, имеющей детей.

86.12. БУДДИЗМ ЯПОНСКИЙ. Школа хоссо (яп. хоссо сю). Основана монахом Досё (629—700). Опирается на учение индийской школы виджнянавада (йогачара) и китайской школы фасян (вэйши). В учении о трех видах дхарм (яп. хо) рассматриваются дхармы сознания (яп. синно хо), психики, психических процессов (яп. синдзё хо) и чувственных восприятий (яп. сики хо). Они различаются только на низшем уровне видения мира. На уровне высшей абсолютной истины все дхармы одинаковы и не имеют собственной природы. Согласно учению, сознание проявляется как простая мысль (яп. син), как разум, мышление (яп. и) как высшее сознание (яп. сики), имеющее две формы. Мановиджняна (яп. мана-сики) обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств, оно создает обобщенные образы и концепции. Алаявиджняна (яп. арая, арая-сики, ходзо-сики) содержит семена (яп. сюдзи) дхарм, подверженных бытию. Семена находятся в скрытом, латентном, состоянии, но мана-сики активизирует их, вызывая образ иллюзорного мира. Возникающие при этом новые семена направляются в араю как в сознание-сокровищницу. Универсальные семена, присутствующие в сознании всех живых существ, обусловливают возникновение одинаковых образов (ландшафта, явлений природы и т.п.). Индивидуальные семена вызывают индивидуальные представления. Совокупное сознание одновременно содержит в себе причину и следствие. Утверждается, что абсолют — это только сознание, чистое сознание, в котором присутствуют все потенции мира. Задача адепта — ограничение дискурсивного мышления, переход на интуитивный способ мышления, подавление процесса активизации семян, угашение волнения дхарм и прекращение новых рождений. Все живые существа различаются по степени их близости к освобождению. Школа существует в современной Японии.

87. БУДДХИ — сс. Дух. Душа. Ум. Интеллект. Разум. Мудрость. Размышление. Разумная воля. Термин широко применяется в различных учениях. В «Ригведе» буддхи означает первую мысль безличностного начала (Брахман) при его пробуждении. В йоге буддхи — синоним низшего ума (читта). В санкхье и веданте выступает как разумно-волевое начало в комплексе, ответственном за ментальные функции (антахкарана) в индивидуальном сознании. Согласно санкхье, буддхи возникает при контакте духа (Пуруша) с материальным началом (пракрита). Он не обладает самосознанием и постигается через самость (аханкара). Считают, что буддхи обусловливает познавательную способность (джняна) и принимает решения о том, как поступить с полученной информацией. Его рассматривают как вместилище следов (санскара) прежних впечатлений. В буддизме под термином буддхи подразумевают высшее сознание. Общий корень с ним имеют ключевые слова буддийской лексики: будх (пробуждать, воспринимать), будда, будха, буддха (пробужденный), баудха (буддист), буддха-вачана (слово Будды) и др.

88. БХАВА — сс. БХАВАНГА — пали. Рождение. Становление. Пребывание. Бытие. Происхождение. Переход. Категория бытия. Жизнь. Термин означает бытие проявленное или не-проявленное, бытие как субстанциальное (душа) или дискретное (дхарма) существование, состояние разделенности или слитности с богом. Бхава образует двоицу, парную оппозицию с термином абхава (небытие). Согласно вайшешике, бхава — положительная субстанция, абхава — отрицательная. Все совершает переходы из непроявленного состояния в проявленное и наоборот. В буддизме бхава означает врожденную, кармически обусловленную склонность, привязанность, предрасположенность к существованию и само существование в эмпирическом мире. Бхава — развертывание бытия, пратибхава — свертывание. Пратигья-бхава — зависимое бытие. Пашу-бхава — человек малодуховный с низменными потребностями, интересами. Вира-бхава — человек мужественный, одухотворенный. Пара-бхава — бытие в другом, или сверхбытие абсолюта. Свабхава — собственное независимое бытие, бытие-в-себе, собственная природа. В абсолюте свабхава выступает как пустота (шуньята). Термину «бхава» синонимичны: сат, айю, дживика, дживита.

89 БХАВАНА — сс. Воздействие. Воображение. Догадка. Медитативная практика. Термин применяется для обозначения любой духовной практики. Аппана-бхавана — практика отождествления субъекта с объектом. Бхавана-сота — поток бытия, сознания. Бхавана-хейя — транс, прекращение волнения дхарм.

90. БХАВАЧАКРА — сс. БХАВАЧАККА — пали. Колесо бытия. Колесо сансары. В буддизме бхавачакрой называют живописную мандалу, предназначенную для созерцания. Изображение бога смерти (Яма), который держит колесо. В центре — три главных порока, три яда, три шипа, три огня, три корня всех страданий человека: неведение в образе свиньи, злоба в образе змеи и жадность в образе петуха. Вокруг них представлены шесть миров, в которых можно родиться, если не избавиться от пороков. По ободу колеса расположены двенадцать картин, символизирующих этапы пребывания человека в мире, двенадцать звеньев (нидана), связанных причинно-следственной зависимостью и наглядно показывающих действие закона взаимозависимого возникновения (пратитьясамутпада). Обуреваемый желаниями, гневом, ослепленный неведением, человек совершает поступки, неизбежно ведущие его к смерти и к новому рождению. При созерцании человек понимает, что избавиться от страданий и прекратить новые рождения в мире можно, только изменив самого себя.

91. БХАКТИ — сс. Любовь. Преданность. Благоговение. Практика, опирающаяся на врожденную способность человека испытывать экстатическую любовь к безличностному началу (ниргуна-бхакти), к абсолюту, к принципу, к идее. В индуизме бхакти рассматривается как путь к спасению через любовь к богу, путь любви. Направление имеет свои психотехники, литературу. В буддизме элементы бхакти присутствуют в направлении махаяны как любовь к буддам, бодхисаттвам. Она наиболее характерна для народных форм буддизма. Высшие формы: любовь к постижению истины, к постижению учения и безатрибутная любовь. Бхакти-йога — практика бхакти. Термину «бхакти» синонимичны: кама, према, майтри.

92. БХАРА — сс. Ноша. Носитель. Несущий. Ношей считается миссия, возлагаемая на человека, и сама жизнь. В буддизме личность выступает как носитель пяти групп (панча-скандха) элементов бытия (дхарма) своего потока (сантана). В «Лотосовой сутре» возложением ноши называется передача сутры Буддой своим последователям для проповеди учения.

93. БХАШЬЯ — сс. Комментарий. Толкование. Жанр философской литературы. В период перехода от устной передачи знаний к письменной культуре комментарии стали играть очень важную роль. Считают, что Будда Шакьямуни изобрел метрики, списки, набор ключевых слов с краткими пояснениями. По ним можно было восстановить все произведение. Пользоваться ими могли только образованные люди. Многие труды известны благодаря комментаторам (бхашья-кара), чьи труды часто превышали объем комментируемого произведения, так как толкования требовали все новые термины. Первый комментарий к грамматике санскрита был выполнен Патанджали. Великим комментатором был Васубандху. Синонимы термина «бхашья»: тика, панджика, вритти.

94. БХУМИ — сс. Земля. Место. Страна. В буддизме прохождением земель называют прохождение этапов духовной практики, каждому из которых соответствует определенное состояние сознания и конкретное содержание сознания. Для достижения состояния бодхисаттвы необходимо подняться по пятидесяти двум ступеням, из которых в литературе обычно упоминают десять (даша-бхуми), с сорок первой по пятидесятую. На каждой обретается новое совершенство (парамита). На пятьдесят первой и пятьдесят второй бодхисаттва прекращает альтруистическую деятельность во избежание привязанности к ней и переходит в состояние нирваны, абсолюта, получает полное освобождение и становится буддой.

95. БХУТА — сс. Первоэлемент материи. Стихия. Правещество. Учение об элементах — одно из самых древних. Оно лежит в основе традиционной индийской медицины (аюрведа), алхимии, космологии. Великие стихии (махабхута, махабхутани, бхутани) исходно свободны и чисты, но, подвергаясь различным воздействиям в эмпирическом мире, они теряют свои чистые свойства, способность соединять или разрушать и обретают свойства косной, инертной материи. Описаны способы очистки махабхут в организме человека. Указывается различное количество первоэлементов. В основе всех систем — земля, вода, огонь и воздух (ветер). К ним добавляют эфир (акаша), дерево, металл, пространство, сознание, сердце, иллюзию, жизненную силу, одушевляющий принцип, счастье, страдание. Одни считают, что элементы существуют изначально, другие — что они происходят один от другого или возникают при взаимодействии определенных факторов. Согласно одной из моделей, признанной буддизмом, акаша, уплотняясь, образует последовательно воздух (ветер), огонь, воду и землю. При разрушении мира в конце космического цикла (кальпа) вся материя вселенной распадается в обратном порядке на элементы, возвращаясь к состоянию акаши и пронизывающей все энергетической формы эфира, праны. В китайском буддизме к элементам относят дерево и металл, в хинаяне и в японском буддизме к ним относят сознание и т.д. Эфир обладает непротиводействием (анаварана), не создает помех (пратигха) движению. Воздух, ветер (вайю, вайо, вата, вьоман, ирана, марут) обладает подвижностью, движением (ирана, инджана, вьюхана). Огонь (агни, теджас, джйоти, джйотис) обладает теплотой (ишната). Вода (апас, апа, апо, ап) обладает смачивающей, увлажняющей способностью (снеха) и сцеплением (санграха). Земля (Притхиви, кшити, ксити) обладает твердостью (кхара). В некоторых буддийских учениях субстратом всего служит сознание (виджняна). Основные символы элементов: квадрат (земля), круг (вода), треугольник (огонь), пустая чаша или полумесяц рожками вверх (воздух), маленький кружок, точка, лиана или пылающая капля (эфир). Каждому элементу соответствуют определенная сторона света, форма сознания, живое существо, животное и т.д. Согласно Васубандху, первоэлементы материи образуют вторичную форму, обладающую свойствами субстанции (бхаутика). Термину «бхута» в буддизме синонимичен термин «дхату».

96. БХУТАТАТХАТА, БХУТАТАТХАГАТА, БУДДАТАТХАТА — сс. Истинная природа мира. Истинная сущность. Состояние будды. Таковость. Термин буддийской школы мадхьямика, означающий высшую реальность, просветленное состояние сознания, в котором мир представлен таким, каков он есть на самом деле (ятхабхута). Достигший этого состояния постигает пустотность мира. Синонимы: татхата, дхарма-дхату и др.

97. ВАДА — сс. Доктрина. Учение. Наука. Речь. Разговор. Текст, созданный в результате дискурсивного мышления и передающий вербальную информацию. Термин означает полемический трактат или школу, с названием которой употребляется. Например, шунья-вада, шуньявада — учение о пустоте или одно из названий школы мадхьямика. Шуньявадин — адепт школы шуньявада. Допускается слитное написание или через дефис.

98. ВАЙРАГЬЯ — сс. Отрешенность. Бесстрастность. Отрешенность адепта от мирских страстей — важный фактор в буддийской духовной практике. Сознание в этом состоянии совершенно спокойно (читтасампрасада). На первом этапе (апаравайрагья) оно освобождается от привязанностей и влечений. На втором (паравайрагья) сознание обретает полную независимость от внешних раздражителей, от внешнего мира. Практика отрешенности очищает сознание от аффектов (клеша), поело чего оно становится неаффективным (аклишта). Личность адепта меняется. Он освобождается от некоторых кармических последствий и приближается к просветлению и освобождению

99. ВАЙШЕШИКА — сс. Одна из шести религиозно-философских систем (даршана) древней Индии, признающая веды священным писанием. Сформировалась в начале н.э. Основатель — Канада (Улука). Другое название — аулукья. Школа сотрудничала с ньяей, в связи с чем существует выражение ньяя-вайшешика. Опираясь на логику, вайшешика исследовала множество проблем и предложила свои модели. В учении о языке утверждается, что звуки, слова обладают скрытой сакральной сущностью, которая воспринимается и передается другому только в процессе прямого, непосредственного общения, т.к. относится к виду невербальной информации. Речь в ритуале считается каналом общения с богами. Разработаны учения о соответствии имен атрибутам вещей и явлений, о тайных силах (ад-ришта), об атомоподобных образованиях (ану), их соединениях, о мировой душе (параматман), о дискретности времени. Переход от одного момента (кшана) к другому объясняется инерцией. Правильное познание, основанное на восприятии, памяти, интуиции и выводе, противопоставляется неправильному познанию, основанному на сновидениях, сомнении, ошибках или на неведении, выражающемся в недоумении. Причины разделяют на присущие (самавая), неприсущие (асамавая), инструментальные (нимитта). Целое зависит от частей. При познании постигается истинная внешняя реальность постигаемого объекта. Самопознание есть форма познания. Пространство имеет два аспекта: физический (акаша) и математический (дик). Душа вне тела бессознательна, бесчувственна (дашанават). Из глаз исходят лучи, «схватывающие» объект и передающие душе подлинную информацию о нем. Описаны космические циклы (кальпа) существования вселенной. Определены семь философских категорий, семь видов реальности (падартха): субстанция положительная (дравья), реально существующая; субстанция отрицательная (абхава) как небытие чего-либо; особенность (вишеша) как причина разнообразия мира; присущность (самавая), без которой вещь перестает быть собою; качество (гуна) материальное, идеальное или духовное; всеобщность (саманья); действие (карма) как перемещение или ненаблюдаемая функция ума. К субстанциям относят землю (притхиви), воду (ап), огонь (теджас), воздух (вайю) эфир (акаша), пространство (дик), время (кала), душу (атман), ум (манас). В учениях вайшешики присутствуют бог, субстанциальная неуничтожимая душа, независимая самостоятельная реальность, атомизм и спонтанность процессов, которая соответствует саморазвитию. Цель практики в вайшешике — познание, приносящее блаженство и освобождение. Расцвет школы относят к V—XII вв.

100. ВАЙЮ — сс. ВАЙО — пали. Воздух. Ветер. Дыхание. Бог ветра в ведах. В индуизме — полубог, управляющий стихией воздуха. Один из первоэлементов материи (бхута), великая стихия (махабхута). Выступает как жизненный ветер и как синоним праны. В традиционной индийской медицине (аюрведа) синоним вайю — вата. Воздух как атмосферу называют вьоман, вйоман, марут. Вайю-садхана — практика управления дыханием, аналог пранаямы. В буддийской модели космогенеза развертывание каждого нового цикла развития вселенной (махакальпа) начинается с движения, ветра, вихря, «круга ветра». Первое дуновение при этом обусловлено кармическими причинами и связано с возбуждением, волнением дхарм.

101. ВАК, ВАЧ, ВАЧЬЯ — сс. Речь. Богиня речи. В ведах речь рассматривается как сила, действие мысли. В «Брахманах» речь — сила Праджапати, первопредка человека. В учении санкхьи слова считаются вечными сущностями, при произнесении переходящими из непроявленного состояния в проявленное. Согласно ведантистам, сторонникам учения саткарьявады о присутствии следствия в причине, смысл (артха) заложен в корне слова до его произнесения и возникает в сознании воспринимающего спонтанно через интеллектуальную интуицию (пратибха). Буддисты придерживаются учения асаткарьявады о том, что смысл не заложен в слове изначально. В сознании воспринимающего смысл слова есть нечто другое, возникшее как следствие, не содержащееся в причине. В процессе развертывания речи непроявленный звук из состояния семени (биджа) переходит в форму внутренней речи (пашианти). Идеальный звук (дхвани) при артикуляции проявляется, переходя в состояние слышимого звука (нада). В упанишадах речь выступает как сущность, «сок» человека. Выше речи ставятся только дыхание и мантра «Ом». Тесная связь между речью, дыханием и состоянием сознания была известна в период устной традиции передачи информации. Предполагают, что особые психотехники развивали у людей феноменальную память, позволяющую воспроизводить большие сложные тексты. С развитием дискурсивного мышления, грамматики, письменности эти психотехники, опиравшиеся на невербальные элементы информации, были утрачены. Частично они сохранились только в религиозных практиках и в некоторых видах исполнительского искусства. Установлено, что речь может свидетельствовать о состоянии сознания адепта, о степени его близости к просветлению и освобождению. В буддизме чань и дзэн словам мертвым, выполняющим чисто функциональную роль в быту, противопоставляют слова живые, которые оказывают большое влияние на состояние других людей и несут сложный комплекс невербальной информации, имеющей эффект последействия.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!