Назовите проблемы, затронутые в повести “Звездный билет”.



К каким типам можно отнести образы братьев Денисовых, друзей Димки, его эстонских коллег?

Какие виды повествования использует писатель в первой и второй частях произведения? Что это дает для раскрытия образов главных героев?

Фирменный стиль” Аксенова — что это такое (особенности лексики, юмор)?

Какое место в русской литературе 1960-х гг. Занимает это произведение?

Литература к занятию

Лейдерман Н . Л ., Липовецкий М . Н . Современная русская литература: В 3 кн. М., 2001. Кн.1. С.103-110.

Тема 4. Двучастные рассказы А.И.Солженицына

1.Почему рассказы «Эго», «Настенька», «Абрикосовое варенье» и «Молодняк» названы двучастными?

2.Каково время и место действия этих произведений?

3.К какому тематически-проблемному течению можно отнести их?

4.Есть ли мотивы, объединяющие рассказы в цикл?

5.Найдите онтологическую символику в рассказе «Эго».

6.В чем заключается идейно-художественная роль детали?

7.Проанализируйте язык рассказов А.И.Солженицына: есть ли поэтическая образность, индивидуально-авторские окказионализмы в области лексики, синтаксиса? Использует ли писатель народные пословицы и поговорки? Охарактеризуйте образ языка прозы Солженицына.

Литература : Кузьмин В.В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. Тверь, 1999. Есть компьютерный вариант.

Спиваковский П.Е. История, душа и «эго» // Лит. обозрение. М., 1996. № 1. С.48-50.

Письменная работа по роману А.Солженицына «В круге первом»

1. Автобиографическое начало в романе.

2. Проблема нравственного выбора в ядерную эпоху.

3. Взаимодействие человеческих судеб в романе А.Солженицына.

4. Князь Игорь в ГУЛАГе: сопоставление реальных биографий. 

5.  Письменная работа по творчеству писателя-шестидесятника "Особенности сюжета и конфликта в драматургии В.Розова" (анализ одной из пьес по выбору студента).

Литература

Лопухина - Родзянко Т . А . Духовные основы творчества Солженицына. Frankfurt a/ M.: Посев, 1974. 178, [2] с.

Немзер А . Рождество и Воскресение: О романе А. Солженицына «В круге первом» // Лит. обозрение. 1990. № 6. С. 31—37.

Сараскина Л . Александр Солженицын. М., 2008.

Шнеерсон М . А . Александр Солженицын: Очерки творчества. Frankfurt a/M.: Посев, 1984. 297 с.

Попов В. С. Свет В.Розова. М.: ЛУч, 2013.

Тема 5. Своеобразие сюжета и конфликта в повести В.Распутина «Живи и помни»

1.Какова проблематика повести «Живи и помни»?

2.В чем причина дезертирства Андрея Гуськова?

3.Какое место в ряду образов распутинских героинь занимает образ Настены? Сравните ее с Дарьей и другими старухами из повести «Прощание с Матерой».

4.Есть ли в «Живи и помни» психологизм? Проанализируйте наиболее важные в этом отношении эпизоды.

5.Какова проблематика повести «Прощание с Матерой»?

6.В чем своеобразие изображения здесь «малой родины»?

6.Как раскрывается в произведении проблема крестьянской культуры?

7.Есть ли в повести символика?

8.Каков творческий метод Распутина — новый реализм или символический реализм?

Литература

Большакова А.Ю. Распутин В.Г. // Русские писатели 20 века. Биограф. словарь/ Под ред. П.А. Николаева. М., 2000.

Панкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений. М., 1990.

Смирнова А.И. Натурфилософские мотивы в прозе В. Распутина. М., 2006.

Тема 6. Типы народных героев в рассказах В.П.Астафьева " Людочка " и «Пролетный гусь», повести «Веселый солдат»

1.Что, по Вашему мнению, стоит за самоубийством Людочки и Марины?

2.Как Вы понимаете вывод парня, умирающего в больнице, о том, что Люда его предала?

3.Согласны ли Вы с такой мыслью Люды: "В беде, в одиночестве люди все одинаковы"?

4.С какими проблемами связан образ отчима Люды?

5.Как решаются в рассказах проблема «человек и среда» и проблема религиозной веры?

6.В чем, по мнению писателя, выход современной российской провинции из кризисного состояния? Согласны ли Вы с таким решением проблемы?

7.К какому идеологическому и стилевому течению в современной литературе можно отнести эти произведения?

8. Каковы жанровые разновидности рассказов писателя?

Литература

Астафьев В.П. Пастух и пастушка. - М., 1989; Людочка.

Астафьев В.П. Пролетный гусь // Новый мир. 2001. № 1.

 [Апухтина В.А.] В.П.Астафьев // Статьи о русской литера­туре.- М., 1996. - С.425-431.

Большакова А.Ю. Астафьев В.П. // Русские писатели 20 века: Биогр. словарь. М., 2000. С.46-49.

Бриксман Т.Я. Виктор Петрович Астафьев. Жизнь и творчество. Библиографический указатель. – М., 1999.

Ланщиков А. Виктор Астафьев. М., 1992.

 

Тема 7. Философская лирика И.Бродского : поэтические традиции , картина мира , лирический герой

1. Какую традицию в русской поэзии продолжает И.Бродский?

2. Есть ли у него классические жанры?

3. Есть ли в картине мира у Бродского метафизическое?

4. Что стоит за абсурдом в поэзии Бродского?

5. В чем Бродский-поэт видит смысл жизни?

6. Охарактеризуйте понимание смерти поэтом.

7. Художественная функция стилизации в «Письмах римскому другу» Бродского.

8. Как поэтическая индивидуальность Бродского проявляется в стихах на тему любви?

9. Что можно сказать о языке Бродского-поэта?

 

Стихотворения И.Бродского

 

Рождественский романс, Диалог, Холмы, 20 сонетов к Марии Стюарт (сонет YI), Колыбельная Трескового Мыса, Письма к Римскому другу, …и при слове «грядущее» из русского языка <…>, Я входил вместо дикого зверя в клетку <…>, Колыбельная, - Что ты делаешь, птичка, на черной ветке <…>.

Литература

Бродский И.А. Стихотворения и поэмы (Основное собрание). // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://brodsky.da.ru/

Бродский И.А. Искусство поэзии / Свен Биркертс; Paris Revue, 1982, № 83 // Бродский И.А. Большая книга интервью. М.: Захаров, 2000. С.94–96.

Бродский И.А. Набережная неисцелимых: Тринадцать эссе: Пер. с англ. М.: СП «Слово», 1992.

Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998. С.256.

Винокурова И. Иосиф Бродский и русская поэтическая традиция // Русская поэзия XX века. М., 1998. С.130.

Жолковский А.К. «Я вас любил…» Бродского // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.

Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. 1984. Ann Arbor (Mich.): Ardis, 1984.

Спиваковский П.Е. Экзистенциальная аксиология в творчестве Иосифа Бродского // Филологический сборник. М., 1998.

Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии…

 [ Электронный ресурс ]. Режим доступа : http://a88.narod.ru/index.html


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 678; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!