Художественная культура.Искусство.



Общие характеристики древнеегипетского ис­кусства:

  • религиозный и погребальный характер;
  • монументальность объемов,
  • геометричность линий, прочность материалов;
  • традиционность и синтез всех жанров с доминантой ар­хитектуры.

Архитектура находилась на службе у фараона и жрецов и должна была выражать идею незыблемости власти обоже­ствленного правителя, стать символом ее вечности, всеподавляющей мощи. Практически неограниченные ресурсы рабс­кого труда позволяли воплотить систему религиозных воззре­ний в грандиозные сооружения: храмы и гробницы.

Гробницы (мастабы, пирамиды и скальные) символизиро­вали «вечный дом» души и тела. Их величие и роскошь строго регламентировались в соответствии с занимаемым положе­нием умершего. Внутри помещалось все необходимое для заг­робной жизни: утварь, оружие, украшения, даже слуги — «ушебти» (глиняные фигурки в виде человеческой фигуры, условно играющие роль слуг). Стены покрывались роспися­ми (фресками) со сценами из жизни захороненного. Рядом с гробницами строились заупокойные храмы.

Со времен от Древнего Царства до Нового конструкция хра­мов не претерпела принципиальных изменений, но измени­лись размеры и соотношение отдельных частей.

Пирамида выражает идею исключительности фараона и принадлежность его к рангу богов. Самые знаменитые пира­миды Древнего царства — пирамиды Джосера, Хеопса, Хеф- рена и Микерина. Пирамида Джосера — ступенчатая, явля­ется частью огромного архитектурного ансамбля.

Пирамида Хеопса считается одним из семи чудес света. Ее высота 147 м, длина наклонной стороны — 235 м, площадь — 550 ООО м2. Строили это сооружение 20 лет. В качестве стро­ительного материала использовали каменные блоки весом 2,5 т каждый, а всего таких блоков — 2 500 штук.

Начиная со Среднего царства переосмысливается архи­тектурный стиль и больше внимания уделяется заупокойным скальным храмам и гробницам.

В Новом царстве появляются колонные храмы (гипостиль- ные), что свидетельствует о прогрессе в области архитекту­ры и строительства. Такие храмы посвящались многочислен­ным богам. В городах Луксоре и Карнаке были построены са­мые знаменитые храмы, к которым даже прорыли каналы для ладьи фараона. Колонны в храмах выполнялись в виде расти­тельных элементов: нераспустившегося цветка лотоса, ство­ла пальмы, стебля тростника, а их поверхность и стены по­крывали иероглифическими надписями и рельефами. Огром­ное количество колонн и их чрезвычайно большие размеры (до 25 м) осуществляли идею божественного величия, подав­ляя каждого туда входящего.

Египетская архитектура с ее органичностью удачно соче­тала растительные мотивы с геометризмом форм, строгой симметрией и ритмическим повторением идентичных обра­зов, действовала на зрителя гипнотически, рождала благого­вение, т.е. выступала как символ системы духовного и эконо­мического порабощения.

При возведении грандиозных сооружений — пирамид, храмов — использовался труд разных ремесленников: ка­менотесов, камнерезов, изготовителей кирпича, штукату­ров, плотников, дорожных рабочих, землекопов, а также ва­ятелей-художников, металлургов, золотых и серебряных делмастеров. Каждый работник выполнял одну, строго опреде­ленную часть работы или небольшую группу операций. Весь процесс строительства был четко организован. В распоряже­нии египетских строителей были чертежи. Математические правила, необходимые для строительных работ, записывали на стенах храмов или на папирусах. В массовом строитель­стве использовался кирпич-сырец, в монументальных — гор­ный камень. Дерево использовалось лишь в исключительных случаях, в самых необходимых конструкциях как самый доро­гой материал. Глина позволяла возводить прочные сооруже­ния без сложных лесов. Металл (золото, серебро, медь, элек­трон, бронза) использовали при отделке интерьеров храмов для инкрустации.

На всем древнеегипетском строительстве лежит печать большой изобретательности. Простыми средствами была со­здана подавляющая грандиозность. И строительство, и архи­тектура отмечены многовековым сохранением традиций. С ар­хитектурой неразрывно были связаны скульптура и живопись.

Скульптура и живопись.

Скульптура, развиваясь в не­скольких жанрах, отражала религиозный и традиционный ха­рактер культуры: заупокойный портрет, гигантские скульп­турные изображения сфинксов (лев с лицом фараона) как символа сверхчеловеческой сущности правителя, многочис­ленные высокие и низкие рельефы (плоская скульптура), мел­кая пластика.

Древнеегипетский художник выступал в роли хранителя священных законов, наиважнейшим из которых являлось раз­граничение посредством искусства кратковременной жизни, земной и вечной. Каноническая культура выработала язык, отвечающий идее постоянства — графический язык, лаконич­ность, четкий контур, строгую, ясную линию.

Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нор­мы культуры толкала народы Древнего Востока, в частности египтян, к созданию развитой системы канонов, предписыва­ющих художнику правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных. Канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим твор­ческую деятельность мастера.

Канон господствовал и во внутреннем убранстве храмов и гробниц, и в самой скульптуре: статичность поз, обобщен­ность форм, раскрашивание, инкрустация.

В живописи канон проявился в особом изображении фи­гур на плоскости: тело развернуто одновременно в несколь­ких положениях (фас и профиль), а тематика сюжетов строго ограничена.

Лишь в период правления фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) и его жены Нефертити в Новом царстве произошел уход от традиций в связи с реформой, в результате которой «отме­на» всех богов и культов и установление единого культа бога Солнца (Атона) привели к изменениям и в искусстве. Таким образом, на протяжении 30 лет в Египте существовал моно­теизм. Этот период получил название «амарнский период» по имени арабской деревушки Тель-эль Амарна, возле которой археологи обнаружили развалины города Ахетатона с памят­никами материальной культуры эпохи Эхнатона. Уход от ка­нона привел к появлению светских реалистических начал в искусстве. Памятником этого периода являются алебастро­вый портрет царицы Нефертити, сокровища гробницы фара­она Тутанхамона.

Египетская культура на всем протяжении своего существо­вания является типичным примером культуры восточного, азиатского типа, где все подчинено идее божественности и по­давлению личностного начала в человеке.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!