Образцы анализа художественного произведения

Методические материалы по курсу «Основы науки о литературе» для студентов I курса заочного отделения филологического факультета РГПУ им. А.И.Герцена Преп.: Л.Е.Ляпина   Фундаментальный курс «Основы науки о литературе» - вводный ко всему комплексу литературоведческих дисциплин, входящих в учебный план обучения студентов филологического факультета. Его освоение занимает год: 1-й семестр – 12 часов (лекции) и самостоятельная работа, 2-й семестр – 20 часов (лекции и практические занятия) и самостоятельная работа, 3-й семестр – итоговый экзамен. В процессе обучения студент должен получить представление о системе основных литературоведческих понятий, освоить терминологию и пути научного подхода к художественному тексту, овладеть методологией и инструментарием анализа художественного произведения, а также научиться применять его на практике. Настоящие методические указания призваны сориентировать студентов-заочников в материале и организации курса

Учебные и справочные издания

1. Введение в литературоведение. Под ред. Л.В.Чернец. М., 2004 (далее в тексте обозначается сокращенно: «Введение») (имеется в факультетской библиотеке).

2. Сухих И.Н.Теория литературы. Практическая поэтика. СПб., 2014. (учебник и хрестоматия научных статей. На кафедре русской литературы - ауд. 29 - имеется в электронном виде) (далее в тексте: «Сухих»).

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Сост. А.Н.Николюкин. М., 2001 (далее: «ЛЭ»).

3. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М., 1987 (далее: «ЛЭС»).

4. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. Под ред. Н.Д.Тамарченко. М., 2008.

5. Краткая литературная энциклопедия. Тт. 1-9. М.-Л., 1962-1978 («КЛЭ»).

6. Эстетика. Словарь. М., 1989.

7. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966 (кроме статей по метрике и ритмике).

8. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. М., 2002.

9. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. М., 2004.

10. Анализ художественного текста. Эпическая проза. Хрестоматия. М., 2005.

11. Анализ художественного текста. Лирическое произведение. Хрестоматия. М., 2005.

Программа курса и литература к темам

1. Литература как вид искусства.

Истоки и специфика искусства, его функции. Место искусства в системе культуры. Искусство как познание; искусство как творчество. Художественный образ. Психология образотворчества.

Художественная словесность среди других искусств. Специфика словесного образа, его возможности. Понятие художественной литературы. Ее исторические корни. Миф и мифология. Миф – фольклор – литература.

Литература.

Лихачев Д.С. Заметки об истоках искусства // Контекст – 1985. М., 1986.

Образ художественный. Литература // ЛЭС.

Литература. Литература и другие виды искусства // КЛЭ, Т.4.

Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах Т.1. Таллинн, 1992

Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира: в 2-х тт. М., 1991. Т 1. С.11-16 (К)

Архетип // Введение…

Эйхенбаум Б.М. О художественном слове // Эйхенбаум Б.М. О литературе. Л., 1987. С. 331-343.

Основные понятия: культура, искусство, литература, миф, мифология, архетип.

 

2. Язык художественной литературы.

Язык как материал литературы. Понятие о языковых художественных средствах (переструктурирование языка как основа художественно-языкового приема).

Фонетические художественные средства.

Графика, ее возможности.

Лексические художественные средства. Явление синонимии и проблема выбора слова. Лексико-стилистические пласты языка.

Художественный синтаксис; синтаксические «фигуры» и приемы.

Тропы; троп как микрообраз. Основные виды тропов.

 

Литература

 

Эйхенбаум Б.М. О художественном слове // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

Томашевский Б.В. Поэтическая лексика. Поэтический синтаксис // Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996 (К).

Слово и образ (статьи В.В.Кожинова, Н.В.Кожевниковой, Д.М.Шмелева и др.) М., 1964

Тропы // Введение...

По ЛЭ или ЛЭС – статьи о каждом из понятий раздела (по списку).

Основные понятия: фоника, звукоподражание, архаизмы, неологизмы, окказионализмы, варваризмы, жаргонизмы, диалектизмы, просторечия, вульгаризмы, инверсия, эллипсис, анаколуф, оксюморон, тропы, метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, эпитет, олицетворение, перифраз, аллегория, символ, ирония.

 

3. Поэзия и проза. Основы стиховедения.

Поэзия как исторически первая речевая художественная система. Понятие ритма как эстетической универсалии. Поэзия и проза. Факторы ритмической организации стихотворного текста.

Системы стихосложения. Русская просодия, этапы развития и система метров русского стиха. Фонетическая организация стиха. Рифма и ее характеристики. Строфическая организация стиха. Виды строф. Стиховая интонация, ее типы. Семантика стиховых форм.

Литература

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. М., 2002.

Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Сост. В.Е.Холшевников. М., 2005.

Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Л.Е.Ляпина. М., 2003.

Основные понятия:стих, метр, силлабическая система стихосложения, метрическая система стихосложения, тоническая система стихосложения, икт, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, дольник, тактовик, акцентный стих, гекзаметр, цезура, анакруза, клаузула, пропуск метрического ударения, внеметрическое ударение, рифма, ассонанс, аллитерация, точная рифма, богатая рифма, белый стих, строфа, октава, одическая строфа, балладная строфа, сонет, терцины, перенос, напевный стих, говорной стих.

 

4. Литературное произведение, его структура.

Понятие о литературном произведении как системном единстве. Проблема текста, его оформленности и завершенности. Межтекстовые отношения. 

Художественный мир произведения. Художественное время и пространство. Предметный мир. Персонажи; структура литературного героя.

Концептуально-тематический уровень литературного произведения. Понятие мотива. Авторская позиция как организующий произведение фактор.

Литература

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998 (раздел «Художественное произведение и его свойства»)

Текст. Фрагмент. Цикл. Цитата. Вещь в художественном изображени. Деталь. Персонаж. Персонажей система. Поведение персонажа. Портрет. Время и пространство. Мотив // Введение…

Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8 (К*).

Структура литературного произведения // Сухих

 Гинзбург Л.Я. Структура литературного героя // Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.

Ономастика // ЛЭС.

Томашевский Б.В. Выбор темы. Мотивировка// Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

С.176-179.

Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. М., 1992. С.8-147.

Основные понятия: внутренний мир художественного произведения, художественное пространство, художественное время, хронотоп, предметный мир, мотив, тема, авторская позиция, эпиграф, реминисценция, цитата, интертекстуальность, система персонажей.

5. Композиция и сюжет литературно-художественного произведения

Композиция как универсальное эстетическое понятие. Текстовая композиция, ее роль в формировании ценностной картины мира литературного произведения. Аспекты текстовой композиции. Композиционные единицы, их разновидности. Монтаж.

Фабула как система событий и отношений персонажей и предметного мира. Понятие сюжета. Конфликт. Компоненты сюжета.

Литература

Композиция // Эстетика. Словарь. М., 1989

Заглавие. Описание. Пейзаж. // Введение…

Кожинов В.В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Кн.3. М., 1962

Томашевский Б.В. Сюжет и фабула // Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С.20-32 (К*)

Конфликт // ЛЭС.

 Основные понятия: композиция, композиционная единица, сюжет, фабула, конфликт, коллизия, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

 

6. Жанр

Понятия жанра и жанровой системы. Их исторический характер. Жанровые признаки. Роль жанровой специфики произведения в творческом диалоге автора с читателем.

Литература

Жанр // ЛЭС.

Жанр. Жанровая система // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий…

Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении. М., 1993. С.144-151.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1977. С. 55-79.

Теория литературных жанров. Под ред. Н.Д.Тамарченко. М., 2011

Основные понятия: жанр, жанровый канон, жанровая традиция.

7. Литературные роды

Родовая дифференциация словесного художественного творчества. Эстетические и генетические родовые различия. Эпос и пластические искусства. Лирика и музыка. Драма и зрелищные искусства. Членение родов на виды.

Эпико-повествовательный род, его специфика. Повествование, его типы и формы. Понятие точки зрения, ее композиционная роль. Особенности художественного строя эпического произведения. Основные виды эпических произведений.

Лирика, ее специфика. Лирика и стиховая организация текста. Лирический герой. Особенности художественного строя лирического произведения. Виды лирики.

Драма как специфическая разновидность словесного искусства. Понятие драматического действия и драматического конфликта. Особенности художественного строя драматического произведения. Виды драмы.

Взаимодействие родовых начал в новой литературе. Лиро-эпические жанры.

Литература:

Лирика. Эпос. Драма // Введение…

Род литературный (К). Повествование. Также: все видовые формы - по списку основных понятий к теме // ЛЭС.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13 тт. М., 1954. Т.5.

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

Точка зрения. Диалог и монолог// Введение…

Формы повествования // Сухих…

Образцы изучения лирики. Ч.1. Ижевск, 1997. С.50-117.

Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977.

Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Гинзбург Л.Я. О лирике .Л.,1980 (вступление).

Холшевников В.Е. Композиция лирического произведения // Анализ одного произведения. Л., 1985

Основные понятия: эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, новелла, очерк, басня, поэма, элегия, ода, баллада, эпиграмма, трагедия, комедия, драма (как вид), точка зрения, повествователь, рассказчик, сказ, несобственно-прямая речь, лирический герой, действие драматическое, сцена, ремарка, реплика, монолог, диалог.

 

8. Литературный процесс.

Динамическая природа бытования литературы. Понятие эволюции, диалектики традиционного и индивидуально-новаторского.

Диалогический характер искусства (автор – произведение – читатель). Авторская индивидуальность в литературе. Творческая история произведения. Читатель и литература. Проблема восприятия и оценки. Классика и массовая литература.

Взаимосоотнесенность между литературными произведениями. Художественные контексты: цикла, книги, авторского творчества, национальной и мировой литературы. Понятие стиля. Стиль и эпоха. Главные этапы развития культуры и литературы.

Понятие литературного направления. Классицизм и романтизм. Проблема реализма. Литературные течения ХХ века.

Литература

Литературный процесс. Традиция и новаторство. Направление и течение. Классицизм. Романтизм. Реализм. Модернизм. Стиль в литературе // ЛЭС или ЛЭ.

Автор. Адресат. Творческая история произведения. Функционирование произведения. Массовая литература // Введение…

Есин А.Б. Изучение контекста // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.,1998.

Структура литературного процесса // Сухих…

Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975 (гл. «Понятие о романтизме»).

Западов В.А. Литературные направления в русской литературе XVIII века. СПб., 1985.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. (статьи: «Авангардное искусство», «Массовая литература», «Модернизм», «Постмодернизм», «Принципы прозы ХХ в.», «Реализм», «Символизм», «Социалистический реализм»).

Основные понятия: историзм, стиль, литературное направление, классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм, авангард.

 

9. Литературоведение как наука

Литературоведение среди других наук. Принципы, пути и возможности литературоведческого анализа. Структура науки о литературе. Теория литературы, история литературы, литературная критика; их взаимонеобходимость. Поэтика, ее разновидности. Вспомогательные литературоведческие дисциплины (текстология, библиография).

Методология и методика литературоведческого изучения. Методы современного литературоведения, проблема их границ и возможностей.

Литература

Федотов О.И. Литература и литературоведение // Федотов О.И. Основы теории литературы. М., 2003.

Текстология. Библиография // КЛЭ.

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996 (лекции 1,2,3).

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.

Федотов О.И. Начала литературного труда. М., 1989.

Гинзбург Л.Я. Об историзме и о структурности (теоретические заметки). Разговор о литературоведении // Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л., 1982. С. 4-15, 43-59.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века.  М., 1997 (статьи: «Постструктурализм», «Семиотика», «Структурная поэтика», «Текст», «Формальная школа»).

Основные понятия: анализ, интерпретация,библиография, текстология, атрибуция, методология, методика.

 

На практические занятия выносятся следующие темы:

1. Художественный мир литературного произведения.

Задание к занятию:

 - Проработать тему по лекциям, статье Д.С.Лихачева и другой научной и справочной литературе

- Прочитать и принести на занятие для анализа рассказ А.П.Чехова «Гриша»

2. Персонажи литературного произведения.

Задание к занятию:

- Проработать тему по лекциям, учебной и справочной литературе

- Прочитать и принести на занятие для анализа роман И.С.Тургенева «Рудин»

3. Сюжет и фабула

Задание к занятию:

- Проработать тему по лекциям, учебной и справочной литературе

- Прочитать и принести на занятие для анализа рассказ А.П.Чехова «Дама с собачкой»

4. Лирика. Композиция лирического произведения

Задание к занятию:

- Проработать тему по лекциям, учебной и справочной литературе.

5. Эпика. Композиция эпико-повествовательного произведения.

Задание к занятию:

- Проработать тему по лекциям, учебной и справочной литературе

- Прочитать и принести на занятие для анализа рассказ А.П.Чехова «Тоска»

6. Драма. Композиция драматического произведения.

Задание к занятию:

- Проработать тему по лекциям, учебной и справочной литературе

- Прочитать и принести на занятие для анализа пьесу А.П.Чехова «Медведь»

 

Образцы анализа художественного произведения

 в следующих изданиях (две статьи на выбор К):

Анализ одного стихотворения. Л., 1985.

Поэтический строй русской лирики. Л., 1983.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста, Л., 1972.

Чумаков Ю.Н. Лирическое стихотворение. Разборы и анализы. Л., 1974.

Примеры целостного анализа художественного произведения. Томск, 1988.

Выготский Л.С. «Легкое дыхание» // Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.

Учебный материал по анализу произведений художественной прозы. Таллин, 1984.

Анализ драматического произведения. Л., 1988.

Эткинд Е.Г. Проза о стихах. М., 2001.

Образцы изучения эпического произведения. Ижевск, 1995.

Образцы изучения лирики. Ижевск, 1997.

Требования к курсу (уровень контроля)

Студент допускается к экзамену после того, как материал курса проработан и освоен им достаточно основательно.

Степень освоения проверяется в следующих доэкзаменационных формах:

§ Наличие конспектов проработанной в течение семестра научной и справочной литературы. Объем и качество конспектов могут быть проверены как на консультациях, так и непосредственно перед экзаменом. Работы, конспекты которых необходимо подготовить, отмечены в списке буквой «К» («К*» означает, что экземпляр данной работы можно взять на время на кафедре русской литературы, в ауд. 29). В частности, обязательно наличие конспектов хотя бы двух образцов анализа художественных текстов – по списку, приведенному выше.

§ Аудиторный терминологический блиц-диктант. На нем проверяется знание основных понятий (по спискам ко всем темам курса) – и умение дать их краткое формульное определение. Диктант пишется в завершение аудиторного обучения, во 2-м семестре, на одном из практических занятий или на консультации. ВНИМАНИЕ: Зачтенный терминологический диктант и наличие необходимых конспектов являются допуском к экзамену

§ Учитывается также активность работы студентов на практических занятиях по курсу.

Как составляется конспект

Конспект – это краткое изложение основных положений научного текста (статьи, фрагмента книги). Главные требования к нему:

а) Лаконизм. Конспект не требует дословного переписывания фраз: текст сильно сокращается. Но для того, чтобы не исказить смысл, концепцию текста, нужно внимательно прочитывать его при конспектировании, - оставляя лишь опорные концептуальные моменты изложения (при этом те формулировки, которые по каким-то причинам целесообразно сохранить адекватно, заключаются в кавычки и снабжаются указанием страницы, с которой взята цитата).

б) Четкость и логичность. Конспект должен сохранить концептуальную основу работы, т.е. точку зрения и систему рассуждений автора, его аргументацию.

в) Творческий характер оформления. Конспект пишется Вами - для Вас же. Он будет полезен при подготовке к экзамену, при освоении других учебных курсов, для написания курсовых работ и т.д. Соответственно, имеет смысл составлять его так, чтобы он был максимально удобным в использовании, экономил Ваше время и силы; это – рабочий, работающий материал. Постарайтесь сделать его предельно выразительным: подчеркивайте, выделяйте маркером главные слова; используйте свои условные обозначения; структурируйте текст – делите на абзацы, части. Обязательно оставляйте поля – для позднейших заметок, добавлений, своих комментариев. – При этом, однако, конспект должен быть озаглавлен, т.е. указаны: автор конспектируемой работы, заглавие, место опубликования ее – с выходными данными (название сборника, журнала и пр., года и места издания, указание страниц по этому изданию).

Таким образом, конспект – это серьезная интеллектуальная работа, в которой важен и результат, и процесс. Поэтому ни наличие данной работы в Вашей личной библиотеке, ни ксероксы не заменяют конспекта.

 

На экзамене студент должен продемонстрировать владение материалом программы (именно программы! Не просто списка экзаменационных вопросов!), т.е.:

§ знание терминов;

§ понимание сущностного содержания и конструктивной роли понятийного материала для анализа явлений литературной реальности;

§ умение самостоятельно анализировать художественно-литературный текст (в соответствии с предложенным заданием);

§ умение излагать свои мысли и иллюстрировать теоретические положения примерами из художественной литературы.

Также студент, освоивший курс «Основы науки о литературе», должен иметь первоначальные представления об основных исследованиях по предмету и литературоведении в целом.

Экзаменационный билет включает два вопроса, первый из которых носит теоретический, а второй – практический характер. При ответе на второй вопрос студент должен продемонстрировать художественную роль,  функциональность той или иной категории, понятия из литературоведческого аппарата на примере конкретного произведения. Оно указано в билете. При желании студент имеет право использовать другой материал для своего ответа – понятно, при сохранении той же формулировки задания. Например, вместо анализа системы лексических средств в стихотворении А.С.Пушкина «Пророк» студент может предложить анализ лексики любого другого произведения. Но при этом принципиально важно, чтобы в этом самостоятельно выбранном тексте лексический уровень был действительно «работающим», художественно функциональным; отвечающий должен суметь это доказать. В случае такой замены студент обязательно должен представить на экзамен анализируемый текст (без сопроводительных комментариев, вступительных статей и пр.). Тексты для анализа, включенные в экзаменационные билеты, приносит экзаменатор.

При домашней подготовке ответов на практические задания второй части билетов можно использовать разного рода историко-литературные работы (например: Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983). Но на экзамене пользоваться текстами этих работ нельзя. Обращение к ним вообще в рамках данного курса не обязательно, Вам вполне может хватить Вашей литературоведческой грамотности. И в любом случае не нужно стремиться собрать весь существующий литературоведческий материал по теме: этим Вам еще предстоит заниматься при подготовке историко-литературных курсов, написании курсовых и отчетных квалификационных работ. Здесь же это – лишь ответ на один из вопросов курса, который должен показать Ваше понимание проблемы и владение методикой применения теоретических знаний.

Единственно, что можно использовать на экзамене – это заранее подготовленный (на карточках) иллюстративный материал (цитаты) из художественных текстов. Это могут быть: примера тропов, лексических и других художественных средств, и пр. ВНИМАНИЕ: На карточках могут присутствовать только отрывки художественных текстов, без определений, обозначений или каких-либо ваших комментариев к ним!

Вопросы к экзамену

1. Культурно-исторические корни литературы. Миф и словесное искусство.

2. Специфика и функции искусства в системе культуры. Художественный образ.

3. Литература как вид искусства. Словесный образ, его особенности.

4. Язык как материал литературы: художественная лексика.

5. Язык как материал литературы: художественный синтаксис.

6. Тропы, проблема изменения значения слов. Виды тропов.

7. Поэзия и проза. Стиховой ритм, его проявления и художественные функции. Системы стихосложения. Метрика русского стиха.

8. Фоника, ее образотворческие и композиционные возможности. Фонетическая организация стихотворного текста. Рифма и рифмовка.

9. Художественный мир произведения; его компоненты. Художественное время и художественное пространство.

10. Предметный (вещный) мир литературного произведения.

11. Герои литературного произведения. Структура литературного героя. Система персонажей.

12. Композиция литературно-художественного произведения. Сюжет и фабула.

13. Жанр; его исторический характер. Понятие жанровой системы.

14. Эпос, его происхождение и специфика. Виды и формы повествования. Художественные особенности эпико-повествовательного произведения.

15. Основные виды эпических произведений (эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ).

16. Лирика, ее происхождение и специфика. Художественные особенности лирического произведения.

17. Основные виды лирических произведений (ода, элегия, эпиграмма, послание, лирическое стихотворение).

18. Драма, ее происхождение и специфика. Драма и театр. Художественные особенности драматического произведения.

19. Основные виды драматических произведений (трагедия, комедия, драма).

20. Литература как процесс. Автор и читатель. Проблема оценки.

21. Понятие литературного направления. Литературный классицизм и литературный романтизм, их особенности.

22. Проблема реализма в литературе. Литературные течения и процессы ХХ века.

23. Структура науки о литературе. Теория литературы, история литературы, литературная критика; их взаимосоотнесенность. Библиография и текстология, их задачи и принципы.

24. Проблема метода в современном литературоведении. Методология и методика научного исследования.

 

***

25. Система лексических средств в стихотворении А.С.Пушкина «Пророк».

26. Система тропов в стихотворении М.Цветаевой «Тоска по родине».

27. Художественный синтаксис в стихотворении М.Цветаевой «Тоска по родине».

28. Фоническая и строфическая организация стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ночевала тучка золотая».

29. Предметный мир в 1-й главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

30. Система героев в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

31. Пути раскрытия характеров в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

32. Сюжет и фабула в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

33. Экспозиция и завязка в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

34. Конфликт и развязка в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

35. Автор, формы выражения авторского начала в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

36. Художественное время и пространство в стихотворении А.Ахматовой «Городу Пушкина».

37. Конфликт, пути и этапы его разрешения в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

38. Рассказчик и особенности повествования в рассказе В.Набокова «Нежить».

39. Поэтическая ономастика в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

40. Заглавие и его роль в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

41. Жанровая специфика: «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

42. Романтическое и реалистическое начала в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

43. Лирический герой и пути его создания в стихотворении А.Ахматовой «Городу Пушкина».

44. Текстовая композиция стихотворения Ф.И.Тютчева «День и ночь».

45. Мотив судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

46. Драматическое качество и пути его проявления в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

47. Лиризм и формы его выражения в стихотворении А.Ахматовой «Городу Пушкина».

48. Эпическое качество и пути его проявления в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Вопросы для самопроверки

(для желающих: они помогут вам проконтролировать степень освоения материала курса в процессе подготовки; такого типа вопросы могут быть предложены на экзамене в качестве дополнительных)

1) Что входит в понятие «культура»?

2) Охарактеризуйте роль мифа в истории человеческой культуры – и в литературе.

3) Каковы роль и место искусства в системе культуры?

4) Как соотносятся явления искусство и творчество?

5) Каковы принципиальные сходства и различия таких явлений, как фольклор и литература?

6) Чем похожи и непохожи между собой искусство и наука?

7) Охарактеризуйте роль ассоциативного мышления в образотворчестве.

8) В чем особенности языка (в лингвистическом понимании слова) как материала словесного искусства?

9) В чем сходство и различие между метафорой и сравнением?

10) Почему оксюморон можно отнести и к синтаксическим фигурам, и к тропам?

11) В чем отличие архаизмов от историзмов?

12) В чем различие между метафорой и аллегорией? метафорой и перифразом?

13) Почему отношения между индивидуальным и традиционным в литературном творчестве можно назвать диалектическими?

14) В чем различие между ритмом в стихе и прозе?

15) Какие особенности языка обусловили существование тонической (силлабо-тонической) системы стихосложения в русской поэзии?

16) В чем художественная функция пропусков метрических ударений - и внеметрических ударений в силлабо-тоническом стихе?

17) Перечислите и прокомментируйте признаки строфы.

18) Как связаны между собой особенности художественного времени/пространства – и жанра произведения?

19) Как взаимосоотнесены понятия сюжета и фабулы? Чем обусловлена необходимость их различения в литературоведении?

20) Бывают ли бесфабульные произведения?

21) Как связаны понятия жанра и целостности произведения?

22) Приведите примеры исторически «мертвых» (непродуктивных в наше время) видов эпических произведений? лирических? драматических?

23) В чем проявляются эпическое и лирическое начала в структуре баллады?

24) Каковы возможные формы проявления авторского начала в эпических произведениях?

25) В чем специфика проявления авторской позиции в драматическом произведении?

26) Охарактеризуйте взаимоотношения между категориями: род – вид – жанр.

27) В чем противостоят друг другу эстетические принципы классицизма и романтизма?

28) Что такое художественный контекст? Приведите примеры разных типов контекста.

29) Какие Вы знаете библиографические справочники, издания?

30) Каковы основные принципы составления библиографии?

31) В чем значение текстологической работы для ученого-литературоведа? для рядового читателя?

32) Что входит в понятие «литературоведческий метод»? Проиллюстрируйте на конкретном примере.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!