Российская специфика субкультурных образований в молодежной среде



Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм. Молодежные субкультуры создают свою собственную культуру, которая помогает молодым людям: удовлетворить потребность в общении, оказывает психологическую поддержку со стороны членов субкультуры, помогает адаптироваться к жизни. Почему подростки отдают предпочтение не общественным молодежным организациям, а молодежным субкультурам?

Общественные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на общественную жизнь, не затрагивая личную. Поэтому молодежь отдает предпочтение молодежной субкультуре. Участие в субкультуре — это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится специфическому стилю поведения и жизни.

После развала СССР, отказа от коммунистической идеологии, возобладал мировоззренческий плюрализм, в основе которого лежал принцип социального, политического, идеологического разнообразия. Гражданам была предоставлена свобода самовыражения. Появились новые субкультуры, пришедшие к нам с Запада. Одной из специфических черт российской молодежной культуры является американизация культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. В сознании подростков все большее место занимают жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и влиянию моды, а не собственному выбору или советам родителей.

«Исследования молодежных субкультур в России столкнулись с определенными методологическими трудностями. Одна из них — в том, что к России невозможно, напрямую приложить достижения западных школ исследования молодежных субкультур. Связано это с тем, что западные школы работали с материалом в странах «первого мира», а Россия является страной «третьего мира». Спецификой России надо признать, во-первых, социокультурную неоднородность страны. Как факт, существуют две России: Россия столиц и крупных городов, и Россия провинции (и эти две России существенно отличаются друг от друга). Во-вторых, необходимо учитывать пространственную протяженность страны, препятствующую общению, а в последнее время и отсутствие единого культурного и информационного пространства. В-третьих, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения препятствует передвижению по стране, установлению контактов и получению доступа к источникам информации. В-четвертых, современную Россию отличает незавершенность классообразования, формирования устойчивых и воспроизводящих социальных групп, сословий. В развитых западных странах таких проблем для представителей молодежных субкультур попросту не возникало. Поэтому на Западе не наблюдалось, например, той картины распространения молодежных субкультур, что была типична для СССР, а затем для России, тоесть наличия «двух волн» распространения и формирования субкультуры, когда явление первоначально возникает в крупных городах, приобретает там значительный размах, а затем с заметным запозданием появляется в провинции [1, 149-159].

Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в 70-е годы стали складываться неформальные молодежные группы, продуцирующие в ряде случаев свою контркультуру. Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, брейкеры, битломаны и.т.д). Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, пацифисты, отклонисты, зеленые). Выделялись группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди системы). Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы (качки), а также криминогенные группы, объединившиеся на базе агрессивности и противоправной деятельности (гопники, люберы, теляги).

Достигнув максимума в 80-90-х годах, активность российской молодежи начала спадать, что сопровождалось исчезновением многих молодежных групп, значительным уменьшением численности оставшихся.

В настоящее время в молодежной среде нашей страны можно выделить три ведущих категории субкультуры, первую из которых образуют молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом (мажоры). Они ориентированы на «легкое» добывание денег и «красивую жизнь». Вторую категорию составляют «люберы», «гопники» и.т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием «культа физической силы», ярко выраженной криминальной направленностью. Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Третью категорию составляют так называемые «яппи». Это выходцы из средне — и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, самостоятельностью суждений. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Для них характерно стремление «делать деньги» и успешную карьеру бизнесменов, юристов.

Литература

1. Тарасов А. Меняющиеся скинхеды. Опыт наблюдения за субкультурой /А.Тарасов //Дружба народов. — 2006, № 11.

 

Смирнова А. С., студент СПбГМТУ


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!