Практическая № 3. Сюжетология и нарратология



Сюжет, фабула, хронотоп, миф

Основные понятия сюжетологии

1. Что такое «внутренний мир произведения»? В чем он подобен миру читателя и чем от него отличается? Объясните на примере.

2. Почему при рассмотрении последовательности событий в произведении иногда используют два понятия: сюжет и фабула? В каких случаях разграничение этих понятий необходимо и когда оно оказывается излишним? Покажите это на текстах.

3. Как в итоге следует определять значение термина «сюжет»? Сопоставьте разные определения и выберите наиболее, с Вашей точки зрения, убедительное.

4. Почему такие противоположные по своей природе и функции элементы сюжета, как ситуация и коллизия, одинаково необходимы для его развертывания в произведении?

5. Что такое мотив? Сравните разные определения и сделайте обоснованный выбор наиболее убедительного.

6. Как соотносятся функция мотива в составе сюжета и словесное обозначение этого мотива в составе текста? Связано ли с этой проблемой понятие функции у В.Я. Проппа?

7. Как Вы понимаете мысль О.М. Фрейденберг о том, что сюжет представляет собой метафорическую «систему иносказаний основного образа»?

Литература

Обязательная:

1. Теория литературы: В 2 т. Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. М., 2004. С. 176-205

2. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. М., 2004. С. 142-177.

3. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.

4. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996 (или другое издание).

5. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

6. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Изд. 2-е. М., 2004. С. 493-501.

7. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения (в любом издании).

8. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928. С. 28-34 (Гл. II «Метод и материал»), 35-73 (Гл. III «Функции действующих лиц»).

 

Дополнительная:

1. Кожинов В.В. Сюжет, фабула. Композиция // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 1. М., 1964. С. 408-485.

2. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.). Формальный метод в литературоведении // Бахтин под маской. Вып. 2. М., 1993. С. 155-157.

3. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях (в любом издании).

4. Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул // Пер. Е.М. Лазаревой // Новое литературно обозрение. !996. №22. С. 34-64.

5. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

6. Пропп В.Я. Кумулятивная сказка // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

7.Шкловский В. О теории прозы. М., 1983. С. 26-62.

Основные понятия нарратологии

I

1. Что такое «событие рассказывания»? Можно ли отграничить его от «события, о котором рассказывается»? Имеет ли это смысл, т. е. полезно ли такое различение понятий при исследовании художественных текстов?

2. Как Вы понимаете термины «субъект речи» и «носитель точки зрения»? Попытайтесь указать случаи, когда обе эти функции имеет в произведении одно и то же лицо, например, повествователь или герой. Возможны ли другие ситуации: когда субъект речи – одно лицо, а носитель точки зрения – другое? Если да, покажите это на примере.

3. Насколькозначимо для нарратологии разграничение понятий «субъект речи» и «носитель точки зрения»?

4. Что такое «композиционные формы речи»? Каковы источники этого термина и область его применения?

5. Какое определение термина «композиция», с Вашей точки зрения, предпочтительнее – «широкое» или «узкое»? Попытайтесь обосновать свое мнение. Связано ли решение этого вопроса с понятием «компонент»? И насколько необходимы учет этого понятия и его определение?

6. Что такое «повествование» как одна из композиционных форм речи? Сравните ее, с одной стороны, с формами речи героев (монологом, диалогом), с другой – с другими формами речи повествователя (описанием, характеристикой). Каковы отличительные структурные признаки повествования в этом значении термина и какую оно имеет специфическую функцию?

7. Какие формы речи повествователя, не имеющие цели сообщить читателю определенную информацию, относятся, тем не менее, к повествованию? Какова их особая функция?

8. В чем заключается общность функций повествователя и рассказчика? Каковы различия между этими субъектами изображения и речи? Покажите эти различия на собственных примерах.

9. Что такое «образ автора»? Обозначает ли этот термин только определенного субъекта речи или только одного из носителей точки зрения, или же и то, и другое одновременно? Как отличить образ автора от повествователя и рассказчика?

 

Литература

Обязательная:

1. Теория литературы: В 2 т. Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. М., 2004. С. 205-244.

2. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. М., 2004. С. 178-202.

3. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.

 

Дополнительная:

1. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М., 1998. С. 201-202.

2. Шмид В. Нарратология. М., 2003.

3. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 16-22.

4. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

5. Успенский Б.А. Поэтика композиции (Любое издание).

6. Тамарченко Н.Д. Повествование в ряду композиционно-речевых форм // Введение в литературоведение. М., 2004. С. 339-348.

Практическая № 4,5,6


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 791; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!